Комедии и драмы главной сцены Сахалина

2 декабря 2019, 17:41Духовное
Фото: После обновления фасад Чехов-центра стал выглядеть совсем по-другому. Декабрь 2018 года. Фото: Государственный исторический архив Сахалинской области

Областной драмтеатр сумел выбраться из кризиса и завоевать симпатии зрителей. Корреспондент РИА «Сахалин-Курилы» предлагает сегодня совершить сегодня небольшой экскурс в историю. 

«Совесть» на открытие

В начале ноября 1964 года в областном центре торжественно открыли новое здание драматического театра имени А.П.Чехова, рассчитанное на 630 зрительских мест. Он встречал первых посетителей в празднично залитом огнями фойе. Среди гостей — строители, артисты, представители общественности. Артисты подготовили к знаковому дню новый спектакль «Совесть» по пьесе Дмитрия Павлова.

Посетителей восхищало буквально все: зрительный зал с бархатными креслами, просторное фойе со множеством зеркал и, конечно, буфеты. Женщины приходили в театр в вечерних платьях, мужчины — в элегантных костюмах.

Спектакли репертуара 1960 годов неизменно завоевывали зрительские симпатии. Это и классика — «Король Лир» Уильяма Шекспира, «На всякого мудреца довольно простоты» Александра Островского, и советская драматургия — «Под одной из крыш» Захара Аграненко.

Сахалинский областной драматический театр. 1964 год. Фото: Государственный исторический архив Сахалинской области

В 1970-х отдавалось предпочтение современным пьесам: «В этом милом старом доме», «Годы странствий» Алексея Арбузова, «Ярость» Евгения Яновского, «В поисках радости» Виктора Розова и другим. Популярны стали комедии: «Сослуживцы» Эмиля Брагинского и Эльдара Рязанова, «Вечером после работы» Владимира Константинова, Бориса Рацера.

В 1960 —1970 годах в театре часто менялся состав коллектива, то и дело приходили новые режиссеры-постановщики и главные режиссеры. За 10 театральных сезонов сменилось четыре художественных руководителя: Михаил Михайлов (1962—1965), Евгений Сахаров (1965—1968), Нальбий Тхакумашев (1968—1971) и Андрей Матвеев (1971—1973).

Возле здания театра проходят мероприятия в честь 50-летия ВЛКСМ. 1968 год. Фото: Государственный исторический архив Сахалинской области

Стало мало зрителей

В 1973 году, когда на должность главного режиссера пришел Анатолий Иванов, спектакли стали более разнообразными по тематике и жанрам, в них создавались сложные, глубокие образы. Вот некоторые из них: «Долги наши» Эдуарда Володарского, «Свидание в предместье» Александра Вампилова, «Интервью в Буэнос-Айресе» Генриха Боровика.

В конце 1982 года в театр приехал новый главный режиссер — Павел Цепенюк. В непростой ситуации перед творческим коллективом театра стояло множество задач, но главная проблема — падение зрительской посещаемости. Она касалась не только Южно-Сахалинска. Одна из причин явного угасания театрального бума — развитие телевидения. В первой половине 1980-х в нашем регионе театральная жизнь стала затухать.

Тогда репертуарная линия неумолимо двигалась в сторону легковесной, беспроблемной драматургии, рассчитанной на обывательский вкус. Так театр пытался завлечь зрителя. Но и это не принесло значительного результата.

К началу 1990-х среди театралов и работников культуры Южно-Сахалинска начало складываться мнение: драмтеатр вошел в глубокий кризис, а то и вовсе оказался на грани распада. Поэтому появилась идея создать на базе театра новую структуру с разносторонними формами деятельности в области искусства и профобразования, а также сферы услуг как коммерческих, так и некоммерческих направлений. 22 августа 1992 года областной драматический театр преобразовали в областной театральный центр им. А. П. Чехова (Чехов-центр). В новую структуру вошли драматический театр, театр для детей и молодежи, музыкальный театр, театральный колледж.

Первым директором и художественным руководителем Чехов-центра стал Анатолий Полянкин, главным режиссером вновь назначен Павел Цепенюк.

Следующим этапом реорганизации стало преобразование 16 ноября 1992 года областного театрального центра им. А. П. Чехова в международный (МТЦ им. А. П. Чехова).

В репертуар вернули классиков

Здание театра около 10 лет не знало капитального ремонта, все более обнажая недоделки и плохое качество строительства 1960 годов. Его возводили по инновационной тогда технологии из сборного железобетонного каркаса. Многие конструкции здания были экспериментальными. Работы велись ударными темпами, нужно было успеть к 47-й годовщине Октябрьской революции. Объект сдали досрочно, на 10 месяцев раньше графика. В результате качество строительства оказалось довольно низким. Это проявилось уже с момента торжественного открытия театра, когда начала протекать кровля.

В 1990-е вышли из строя сценическое оборудование и аппаратура, сгнила главная сцена, и ставить на ней спектакли было просто опасно для жизни актеров. В этой ситуации руководство Чехов-центра решило закрыть большой зал и открыть малую сцену. В середине десятилетия актеры лишились и малой сцены, которая сгорела вместе с декорациями к спектаклю. Актерской труппе приходилось выступать на площадках Дома культуры железнодорожников и других приспособленных сценах, не позволявших создавать полноценные спектакли.

Фото: Государственный исторический архив Сахалинской области

Заметно изменился репертуар театра. Ставили в основном комедии зарубежных авторов, с афиш исчезли имена классиков русской драматургии. Появились спектакли «Последний пылкий влюбленный» Нила Саймона, «Моя профессия — синьор из общества» Джулио Скарначчи и Ренцо Тарабузи, «Спокойной ночи, мама!» Марши Нормана.

В 1993 году к сахалинским артистам приехали коллеги из города Анкориджа (штат Аляска, США) для совместной работы над пьесой известного американского сценариста, режиссера и актера Сэма Шепарда «Настоящий Запад». Премьера состоялась впервые в России год спустя. Своим содержанием и новизной спектакль обеспечил огромный успех у зрителей и театральной критики.

В 1997-м на должность директора театра назначили Владимира Беджисова. С этого времени начинается реконструкция главного здания театра. Коллектив возвращается к постановкам пьес из отечественной классики. Это «Горе от ума» Александра Грибоедова, «Лес», «Без вины виноватые» Александра Островского, «Чайка» Антона Чехова и другие. Спектакли в основном проходили в зале «Каприччио».

Актриса Чехова-центра народная артистка РСФСР Клара Константиновна Кисенкова в роли Раневской в спектакле «Вишневый сад». В 2016 году была удостоена национальной театральной премии «Золотая маска» в номинации «За выдающийся вклад в развитие театрального искусства». Это первая в истории Сахалинской культуры премия высшей категории. Фото: Государственный исторический архив Сахалинской области

Сад на большой сцене

25 марта 2000 года официально открылась большая сцена Чехов-центра. В этот день здесь прошла премьера спектакля «Вишневый сад». С этого времени театр стал выдавать премьеру за премьерой, которые проходили при полном аншлаге, что можно считать главным признаком возрождения Чехов-центра. Зрители с восторгом встречали «Дорогую Памелу» Джона Патрика, «Чуму на оба ваши дома» Григория Горина, «За двумя зайцами» Михаила Старицкого, мюзикл «Принцесса Кру» Виктора Ольшанского и другие.

Два года спустя началась глобальная реконструкция самого здания и притеатральной площади. Вход в театр обрамили колонны, фойе приобрело современный вид. Перед крыльцом установили фонтанную площадку, а вокруг создали чеховский сквер со скамейками, фонарями и фигурами персонажей из произведений писателя. Но, несмотря на масштабные внешние изменения, главная сахалинская сцена все же сохранила свой исторический облик.

Сегодня Чехов-центр — современный и уникальный театр Дальнего Востока. Здесь реализуют крупные культурные проекты — Международный фестиваль «Сахалинская рампа», творческие лаборатории, Дальневосточный театральный форум. В труппу входят талантливые артисты, в том числе и имеющие высокие звания: заслуженный работник культуры Сахалинской области Лидия Шипилова и народная артистка РСФСР Клара Кисенкова.  

 Автор текста Анна Исайкина

Статья подготовлена по материалам книги А.И. Краева, И.А. Цупенковой «Долгая дорога к большой сцене».

Авторы:ГВ Корректоры