В прокате «Союз спасения» — фильм о восстании декабристов и о том, что ему предшествовало. Кинообозреватель РИА «Сахалин-Курилы» объясняет, почему ничего нового и интересного работа автора «Адмирала» не покажет.
О чем кино: Наши войска заняли Париж. Россия стала первой державой мира. Теперь все кажется возможным. Молодые победители, гвардейские офицеры, уверены, что равенство и свобода наступят — здесь и сейчас. Ради этого они готовы принести в жертву все — положение, богатство, любовь, жизнь… и саму страну.
«Союз спасения» еще до выхода было принято ругать за конъюнктурность. Мол, декабристов показывают какими-то наивными дурачками, явно намекая на сегодняшних либералов, а царь Николай жесткий, но справедливый правитель — стало быть, Путин. При этом забывается, что и подобный, и с сотню других взглядов на бунтующую молодежь двухсотлетней давности были уже давно, и режиссер Андрей Кравчук с продюсером Константином Эрнстом ничего тут не изобрели. Такая точка зрения, конечно, имеет право на существование. Только вот фильм получился совершенно слабым и откровенно лениво склеенным: так что даже дискутировать на тему того, что там хотели изменить в стране организаторы восстания, после его просмотра не хочется.
Начинается все занимательно: к юному Муравьеву-Апостолу на занятия приходит сам Наполеон и говорит ему, какой он, дескать, достойный и молодец, и это в его-то годы. Тлетворный Запад кружит голову образованному мечтателю, и мы потираем руки, надеясь увидеть интересную историю его превращения в символ протеста. А нет, экран затемняется, и все самое интересное нам сообщают простым текстом на экране. Этот безыдейный и ленивый прием экспозиции будет использоваться раз 5-6. Не можем раскрыть что-то художественным способом, включаем аудиокнигу, вот так все просто.
Та же чехарда с представлением персонажей: вместо того, чтобы рисовать образы какими-нибудь занятными деталями, героев в большинстве случаев просто подписывают. И поди потом вспомни, кто из них Бестужев, а кто Рюмин. Даже хороший подбор актеров не спасает: у нас есть симпатичные Леонид Бичевин, Иван Янковский и ни одного Саши Петрова — а толку чуть.
И ладно, если бы было интересно за приключениями этих безликих следить. Но из них не получается ни злодейских, ни положительных фигур. Какие-то бестолковые ребята выпивают, мутят воду и каким-то невероятным образом избегают виселицы несколько раз подряд — непонятно, кто те люди, что «от бед спасали край родной, сияя славой, Аристиды» или вообще делали хоть что-то интересное. Спустя еще одну текстовую подводку они оказываются на Сенатской площади с целыми ротами солдат. Революция, как мы понимаем из фильма, — это просто.
И тут начинается единственное, что можно смотреть. Сама сцена восстания поставлена не без недостатков, но как минимум любопытно: тут и отличная операторская работа, и блестящее мастерство костюмеров, и даже компьютерная графика глаз не режет. Все красивенько взрывается, солдаты трагично тонут в Неве, Николай, пока еще не Палкин, грустно глядит на свои труды и чужие трупы.
Жалко только, что звучит это все не очень хорошо. У фильма есть технические проблемы со сведением звука (несколько раз он врывается в уши зрителя чересчур резко) и присутствует идиотское решение пустить вместо саундтрека инструментальные версии современных популярных песен. «Хм, у нас зимнее сражение… Чем его украсить? «Мумий Тролль», «Владивосток 2000» — отлично подходит!» Ну, какие-то такие, видимо, были размышления у создателей. Может, просто в караоке любят ходить?
Финал — сцена казни пятерки восставших. История о ссылке декабристов во глубину сибирских руд обозначена только титрами. Дочитываешь текст и думаешь — лучше бы на YouTube какой-нибудь образовательный ролик глянул: их про восстание 1825 года предостаточно. А «Союз спасения» можно смело пропускать.
В двух словах: посредственное кино об одном из самых любопытных эпизодов российской истории. Лучше перечитайте Пушкина.