Сахалинский Чехов-центр открывает юбилейный сезон «Чайкой»

8 октября 2020, 15:00Духовное
Фото: В театре полным ходом репетируют премьерный спектакль. Фото: Чехов-центр

Творческие планы Чехов-центра на грядущий 90-й сценический год включают премьеры, гастроли, квесты и школу театрального блогера. Корреспондент РИА «Сахалин-Курилы» пообщался с худруком театра. 

Классика как индикатор зрелости

 — В этом сезоне наш репертуар существенно прирастет наименованиями первого ряда мировой драматургии, — говорит художественный руководитель театра Александр Агеев. — Официально сезон откроется 24 октября «Чайкой». Свою давнюю мечту перенести ее на островную сцену предложил режиссер Алексей Песегов, известный филигранной работой с чеховскими пьесами (об этом можно судить по его «Вишневому саду»). На постановку трагикомедии Шекспира «Буря» приглашен Петр Шерешевский, который ранее ввел в афишу театра спектакль «Экстремалы». Режиссер Александр Кузин (Ярославль) осуществит постановку «Маскарада» Лермонтова.

Худрук Чехов-центра Александр Агеев. Фото: Чехов-центр

По мнению Агеева, классика является экзаменом на зрелость труппы.

— Я думаю, что Петр Шерешевский — тот режиссер, который нащупает нерв актуальности в комедии Шекспира, несмотря на прошедшие четыре века со времени ее написания, — считает руководитель Чехов-центра. — А «Маскарад» поможет совершенствовать технику работы со стихотворным текстом, чем не все актеры владеют. Надеюсь, что зрители станут прямыми участниками каждого события в сезоне, который мы постараемся сделать ярким, запоминающимся праздником и разговором по душам.

 «Архиерей» и иже с ним

 Но вообще-то сезон уже начался. Компенсируя вынужденную полугодовую паузу, Чехов-центр начал встречи со зрителем нетрадиционно рано — уже в августе. И начал двумя контрастными постановками. Уравновесить монополию культовых имен была призвана легкая, незамысловатая комедия положений «Смешные деньги» Рэя Куни, который никогда (вот уже лет 40) не жаловался на фиаско и лакуны в зрительном зале.

Ведущий мастер сцены Чехов-центра Владимир Байдалов в спектакле «Мария Стюарт» в роли Роберта Дадли. Фото: Чехов-центр

А специально к VII Международной чеховской конференции инсценировали рассказ «Архиерей» с участием ведущего мастера сцены Владимира Байдалова. «Архиерей» стал интересным опытом моноспектакля во взаимодействии с вокальным ансамблем El Canto под управлением Павла Гололобова. Союзу литературы, театра и духовной музыки рукоплескали в Александровске-Сахалинском — традиционной площадке сбора российских чеховедов. А затем и в Кировском (ранее Рыковском), в Доме культуры, который возведен на фундаменте разрушенного храма в честь Казанской иконы Божией Матери. В дальнейшем «Архи-ерея» будут играть и в Чехов-центре, и по «месту рождения» — в историческом парке «Россия — моя история». Формат моноспектакля воодушевил руководство Чехов-центра: «У нас немало артистов, способных его освоить. Я уверен, что такая театральная форма, открывающая актерскую индивидуальность, найдет своего зрителя», — подчеркнул Александр Агеев.

Меж тем «заложниками» коронавируса стали два спектакля, созданные на излете прошлого сезона. Эти премьеры надеются вскоре показать сахалинцам: на большой сцене — «Марию Стюарт» в постановке петербуржца Олега Еремина (создателя «Скупого» и «Собачьего сердца»), на малой — «Калеку с острова Инишмаан» Мартина Макдонаха от режиссера Антона Безъязыкова.

И душу можно показать

 Чехов-центр затеял проект «Театр Travel». Если в прошлом сезоне его начали маленькие уроженцы Сахалина, то в этом эстафету подхватили взрослые. «Я приехал и влюбился в остров» — таков зачин новых выпусков видеороликов, в которых люди театра становятся Вергилиями-проводниками и пиарщиками самых крутых мест Сахалина. Так, город-музей Александровск-Сахалинский, где с любительской труппы в XIX веке начался театральный процесс на острове, представляла директор Чехов-центра Татьяна Корнеева. Чертов и Ведьмин мосты ждут комментариев актеров Романа Мамонтова и Аллы Кохан. Бухта Тихая — балетмейстера Маргариты Красных.

Премьерный спектакль «Мария Стюарт» в постановке петербуржца Олега Еремина. В главных ролях Наталья Красилова и Никита Скавыш. Фото: Чехов-центр

Интересно, что идею подкинул Александр Агеев, по натуре заядлый урбанист, не склонный к поездкам на море и восхождениям в горы. Тем не менее видеопроект позволил взять реванш в условияхзакрытия границ — привлечь внимание к достопримечательностям Сахалина, показать через них душу нашего острова, ну а в конечном счете — привести в театр. Энтузиастов, сумевших найти припрятанный в разных локациях театральный знак ручной работы, поощрили билетами на спектакли.

Премьера «Чайки» состоится 24 и 25 октября на большой сцене театра.В спектакле заняты артисты: Наталья Красилова, Константин Вогачев, Игорь Мишин, Анастасия Жаромская, Леонид Всеволодский, Анна Антонова, Анастасия Солдатова, Владимир Байдалов, Артур Левченко, Виктор Крахмалев, Никита Хвостиков, Юрий Беляев, Ирина Женихова.

Ночной променад-ужастик

Театр продолжит творческие начинания, полюбившиеся зрителям. Знакомство с его закулисьем в ночь с 3 на 4 ноября пройдет по сценарию драматурга Маши Конторович в формате променада-ужастика. Зрители встретятся с действующими лицами разных спектаклей, а участники-актеры получат сеанс на творческое самовыражение.

Фрагмент из детского спектакля «Рождественская история». Фото: Чехов-центр

А еще Чехов-центр взялся растить тех, кто способен печатно отражать общественную рефлексию по поводу театра. Впервые при поддержке Союза театральных деятелей России сахалинцы смогут стать учениками онлайн-школы театрального блогера. Под руководством театрального критика Дины Годер участники проекта будут учиться понимать театр, а затем делиться своими впечатлениями в соцсетях.

Трактовка Островского в стиле модерн

 Спектакль «Гроза», модернистская трактовка пьесы Островского в постановке Александра Созонова, был номинирован на высшую национальную театральную премию — «Золотая маска». Его тепло приняли 29 сентября на сцене столичного Театра имени Моссовета. «Для нас это событие исторического порядка», — отметил Александр Агеев. Если очередной виток коронавируса не спутает карты, Чехов-центр примет участие в театральных фестивалях в Хабаровске и Новосибирске. Примечательно, что на «Ново-Сибирский транзит» эксперты отобрали сразу два спектакля — «Грозу» и «Экстремалов». Такое случается нечасто.

А завершится сезон фестивалем «Сахалинская рампа», который соберет главные достижения театров России, и не только. За полгода до события, да еще в условиях пандемической непредсказуемости, его программа, конечно, далека от конкретики. Но уже сегодня можно сказать, что фестиваль планируется с 12 по 31 июня. Он откроется премьерой «Бури» и станет встречей старых друзей, а также представит новые работы российских режиссеров, с которыми Чехов-центр имел опыт сотрудничества.

Удлинят век спектаклей-фаворитов

Появление в труппе опытного актера из Волгограда Игоря Мишина породило идею спектакля по поэме Венечки Ерофеева «Москва — Петушки». За его постановку возьмется Александр Агеев. (К этой премьере будет привязана презентация долгожданного Чехов-band´а. Несмотря на желание разных творческих коллективов Сахалина аккомпанировать актерам, им хочется сыграть самим, благо владеющих музыкальными инструментами в труппе достаточно. Темой станут «Лучшие песни русского рока 1980–1990-х».)

В этом театральном сезоне дети увидят постановку «Царский подарок». Фото: Чехов-центр

Не останутся без «классического» пригляда и дети — их ожидает спектакль «Басни Крылова» и новогодняя сказка «Золушка». Чехов-центр благосклонен к просьбам зрителей, поэтому удлиняет век спектаклей-фаворитов. Это касается прежде всего «одноразовой» участи новогодних постановок: кто не успел попасть на «Рождественскую историю» по Диккенсу, «Зимний вечер в кабаре» или сказку «Царский подарок», сможет это сделать в грядущем сезоне.

Маленькие зрители вновь встретятся с героями мюзикла «Чиполлино». Фото: Чехов-центр

Наш корреспондент расспросил жителей области области о том, что они хотят увидеть на главной сцене Сахалина в течение театрального года.

Алена Вигриянова, экономист: 

— Я, к своему стыду, в театре бываю очень редко, даже не каждый сезон. Но, когда случается выбраться, для меня это настоящий праздник. Причем не важно — современная ли это постановка или знакомая со школьной скамьи классика. Я всегда получаю огромное удовольствие от соприкосновения с этим чудом. Переживаю за героев, проживаю вместе с ними их роль, вспоминаю, проецирую на себя ситуацию, в которой они оказываются. От театрального сезона я жду одного — чтобы никакие вирусы не помешали ему. Чтобы театр жил и работал. И как только меня кто-нибудь пригласит, я соглашусь не раздумывая. Надеюсь, что вашу газету прочитает тот, кому адресован этот намек.

Алексей Ким, юрист:

— До того как я встретил свою жену, я не понимал театр совершенно. Считал его атавизмом, дожившим до наших дней лишь чудом. Мне казалось, что кинематограф с его возможностями — графикой и спецэффектами — давно заменил сцену, на которой что-то из себя изображают актеры. Но ради любимой женщины стал ходить и, к своему удивлению, полюбил. Теперь я сам жду премьер. И каждый раз предвкушаю, волнуюсь и переживаю, как бы наш Чехов-центр не начал превращаться в московский Гоголь-центр. Пошлости сегодня с лихвой хватает в Интернете и на телевидении. Очень хочется, чтобы театр всегда оставался территорией настоящего высокого искусства, эстетики и нравственности.

Наталья Хапочкина, домохозяйка:

— Я с большой любовью и трепетом отношусь к творчеству наших артистов и режиссера театра Александра Агеева. Он очень тонкий, глубокий и добрый человек. И спектакли его такие же. Я уверена, что новый театральный сезон будет красивым во всех смыслах этого слова. И целебным — нам всем сейчас это особенно нужно. Искусство творит чудеса, а театр — это и вовсе эмоциональный СПА, детокс для наших израненных душ. Так поплачешь над судьбой Катерины из «Грозы» или посмеешься над глупым жадным до чужого счастья царем из «Федота-стрельца», хмыкнешь с пониманием над суетой Генри Перкинса из «Смешных денег» — и не то чтобы жить легче... Жить — понятнее. Спасибо за это нашему театру.

Авторы:Анна Сухоребрик