Худрук сахалинского театра: мы как будто прожили за один год три

28 июля 2021, 19:12Духовное
Фото: Одна из премьер получила высшую национальную премию России. Её вручили исполнительнице главной роли в спектакле «Экстремалы» Анне Антоновой (на переднем плане). Фото: Сергей Красноухов

Чехов-центр откроет следующий сезон в октябре. А до этого хочется перелистать хронику прошедшего сценического года, который по случайному выбору истории оказался юбилейным, 90-м. И дал коллективу основания показать мастер-класс творческой жизни в экстремальных условиях.

Выстрелить в десяточку

Ход 90-го сценического года худрук Чехов-центра Александр Агеев оценил лаконично.

— Юбилейный сезон получился столь сложным, как будто мы прожили за один год три, — признался он. — Мы буквально «переобувались» в воздухе. И я очень благодарен режиссёрам, которые в таких непростых условиях откликались на наши предложения, меняли свои планы, чтобы приехать к нам на постановку.

Вместо приличествующих круглой дате торжеств театру, как и всем, пришлось примерять формат «пандемия — это всерьёз и надолго», а значит, кардинально перекраивать карту премьер, мириться с лакунами в зрительном зале. Да и собственно ещё ничего не закончилось. И тем не менее пусть не свершились обещанные в начале сезона Лермонтов, Шекспир или Ерофеев, но картина театральной жизни радовала глаз и душу, ежемесячно выстреливая свежими работами. И у публики не было оснований для жалоб на скуку.

Находясь географически в «далёком далеке» большой страны, Чехов-центр не выходит из фокуса внимания тех, кто оценивает развитие театрального процесса и раздаёт награды по чину. В разгар пандемии высшая национальная премия России «Золотая маска» «прилетела» актрисе Анне Антоновой за роль тёзки в спектакле режиссёра Петра Шерешевского «Экстремалы». Это была победа в честной конкуренции, подтверждённая высоким классом игры. Так что получилось совершенно по-российски — чем хуже, тем лучше, нас бьют, а мы крепчаем.

В предлагаемых жизнью обстоятельствах театр не растерял задора, внимательно отслеживая модные тренды и время от времени пересаживая на свои подмостки новые идеи. Но корректно, сообразуясь с особенностями регионального театрального менталитета, со скидкой на традиционализм — дабы не распугать консерваторов и не «заскучать» молодёжь. Потому что интуиция у Александра Агеева развита, он чётко знает «сколько вешать в граммах» единственному драматическому театру в регионе. И зрителей разных лет и уровня театральной «просветлённости» заманивали с фантазией.

Что обращает внимание: репертуарный «пирог» сезона выпекался в большинстве своём на классических текстах русских и зарубежных авторов, соединяя концептуальную режиссуру («Мария Стюарт» Олега Ерёмина) с русской психологической школой. Не умаляя достоинств «Чайки» Алексея Песегова или «Над кукушкиным гнездом» Александра Баранникова, всё же назову эмоциональным гвоздём сезона хореографическую фантазию Маргариты Красных ONEGIN — элегантный, потрясающе энергоёмкий спектакль в честь солнца русской поэзии, объём которому задают движение, жест, мимика и музыка. В «обессловленной» версии первоисточника осталось главное, что волнует молодого человека во все времена, — лёд и пламень больших чувств. Дебют Чехов-центра в этом сложнейшем жанре случился благодаря главному балетмейстеру, которая точно рассчитала потенциал драматических артистов, их способность освоить язык пластических метафор.

Движение навстречу

В официальной статистике Чехов-центра по итогам сезона 2020/21, пожалуй, эмоции вызывает не столько красивая цифра — 10 премьерных постановок, сколько разнообразие способов общения с публикой. Зрители полюбили ближнюю дистанцию — и на спектакли малой формы («Экстремалы», «Тестостерон», «Старший сын») можно пробиваться не один год. На пике востребованности «Экскурсия с любимым артистом» и «Ночь в театре», которые непринуждённо открывают доступ в загадочное закулисье .

Прокламируемые театром вечные ценности находят новые локации. На аэродроме Пушистый, где к 75-летию Победы Александр Агеев срежиссировал музыкальное ревю «Ради жизни на земле», в этом году прошла концертная программа «Театр — фронту!», в которой силами искусства максимально деликатно состоялось погружение в историю народного подвига.

Театр становится ближе не только к зрителю, но и к актёру. Именно поэтому даётся зелёный свет постановкам актрисы Марины Семёновой. В этом году она освоила формат музыкальной монодрамы по легендарному тексту Жана Кокто «Человеческий голос». А образчиком взрывного профессионального роста можно назвать спектакль «Кроткая» по повести Достоевского, которым театр завершил сезон. В этой горькой, обоюдно душевнобольной истории зрители открыли для себя заново Леонида Всеволодского и Анастасию Солдатову, создавших образы сильнейшего драматического звучания. И что радует: вопросы творческой самореализации труппы, возможности каждого из её членов и поиски триггера для раскрытия их индивидуальности — в фокусе постоянного внимания худрука. К слову, у самого Александра Агеева, сошедшего на время отпуска с капитанского мостика, творческий процесс не прекращается. Планирует поработать над инсценировкой Иуды Искариота» Леонида Андреева, который когда-нибудь обретёт театральную форму.

От «Атиллы» к «Федре»

Памятуя лёгкую руку Петра Шерешевского, принёсшую «Золотую маску», театр вновь пригласил его. Будущим зрителям можно перелистать пьесу «Атилла» 1928 года Евгения Замятина, более известного как автора первой литературной антиутопии. Постановкой о легендарном вожде гуннов театр откроет 91-й сезон. Материал — выбор Шерешевского, ибо, по мнению Александра Агеева, огромная ошибка — навязывать какой-либо текст большому художнику.

Сахалинцам предстоит знакомство с режиссером Даугавпилсского государственного театра Георгием Сурковым. Он поставит спектакль «#люблюнемогу» по тексту критика-драматурга-рокера Ольги Никифоровой. Премьера своеобразного дивертисмента по мотивам современной жизни намечена на ноябрь.

Безоговорочный успех пластического спектакля ONEGIN, в котором труппа взяла вершину, сподвиг руководство продолжать это направление. Новую идею Маргарите Красных подсказал сэр Уильям Шекспир, чьё многотомное наследие даёт основания для самых дерзких импровизаций. Реализацию задуманного мы увидим ближе к марту на большой сцене.

Спектакль «Федра» Андрея Прикотенко, главного режиссёра новосибирского театра «Старый дом», закроет сезон и одновременно откроет фестиваль «Сахалинская рампа-2022». Два года назад новосибирцы привозили на Сахалин «Soсiopath/Гамлет». Кто его видел, поймёт, что островная версия будет совсем не по нафталиновому старичку Расину. А «Сахалинская рампа» ориентировочно стартует в середине июня, её программа будет насыщена как российскими, так и зарубежными новинками.

Авторы:Алина Ломова