На программе «Разница во времени» обсудили проблемы кино в российской глубинке

23 августа 2020, 15:14Общество
Фото: Фото: кадр из видео

Как живет сегодня в России региональное кино? Как оно справляется с трудностями и как раскрывает свою самобытность? Эти и многие другие вопросы обсудили на программе «Разница во времени».

В передаче с ведущей Еленой Слатиной, журналистом и пиар-директором фестиваля «Край света», гости обсудили темы регионального кино, где его снимают и где смотрят, а также то, как стать частью большого кинематографического мира, если ты родился и живешь далеко от столицы.

В московской студии с журналисткой находился режиссер Дмитрий Моисеев, который снял на Сахалине фильм «В объятиях моря», из Южно-Сахалинска на связь вышел Илья Шамазов, член совета по развитию кинематографии при губернаторе, из Петербурга на линии присутствовал Василий Степанов, главный редактор журнала «Сеанс», и из Якутии к эфиру присоединилась продюсер Марианна Скрыбыкина.

Покидая родные края

Обсуждение началось с темы отъезда с окраин России. Илья Шамазов сообщил, что вопрос поднимается регулярно. По его мнению, авторы, которые живут далеко от столицы, чувствуют какую-то центробежную силу, и она тянет их в Москву. Cтремление исчезнуть из своей провинции — сегодня очень популярное желание для людей. Шамазов сказал, что фильм Моисеева «В объятиях моря» отлично отражает модную тенденцию в регионах. Сам режиссер добавил, что люди едут за средой, поскольку на Сахалине с этим очень плохо.

— Я отправился в Москву именно за кругом общения, потому что киноиндустрии развита в основном здесь. К тому же на острове нет специальной образовательной программы для кинематографистов, — рассказал о причинах отъезда из родного края Моисеев.

Фото: кадр из видео

Член совета по развитию кинематографии поддержал слова коллеги по индустрии.

— Дмитрий прав насчет среды. Но вся страна смотрит не только на столицу, но и на Якутию. Это то место, где обитает огромная группа единомышленников и созданы условия для создания фильмов. Там много достаточно насмотренных людей, которые понимают, что делают, есть хорошая образовательная программа и финансовая поддержка, — поделился Илья.

Феномен якутского кино

В свою очередь, Марианна Скрыбыкина раскрыла секреты успеха якутского кино. Его популярность на родине заключается в основном не в инвестициях и образовании, а в людях.

— Я думаю, что успех Якутии состоит в магии людей и места. Зрители нас очень поддерживают и хотят смотреть родное кино. Зачастую даже предпочитают якутское кино общероссийскому или голливудскому. Поэтому сборы у нас выходят с очень хорошими показателями. Считаю, спрос зрителей и отдаленность от центра создают интерес на фильмы о себе и на своем языке, — поделилась тайнами успеха продюсер.

Дмитрий Моисеев высказал свое мнение на этот счет. По размышлениям режиссера, якутское кино объединено близостью к своим корням, а в остальных регионах страны жители часто этнически перемешаны, и поэтому подобных феноменов возникнуть не может. Там в кино ищут сразу мировой контекст, а не местный. И в кинотеатрах идут те фильмы, которые показывают по всему миру.

Илья не согласился с коллегой в том, что результат Якутии нельзя повторить. Он заявил, что интересные картины могут появляться не только в крупных национальных республиках типа Якутии, Бурятии, Татарстана и других, но и по всей стране. Главное — раскрыть уникальность каждого уголка России.

— У Сахалина есть свой нераскрытый потенциал. Это сахалинские корейцы. Несмотря на то, что их всего 6-7 %, это достаточно монолитная этноструктура. И те, кто бывал на фестивале «Край света», мог увидеть, что на корейские фильмы шла корейская диаспора. Эти люди хотели понять, кто они такие, узнать о своих корнях. Процесс очень интересный, из этого могло бы что-то получится. На острове даже есть несколько режиссеров корейского происхождения, которые закончили киношколу за пределами региона и вернулись работать, но у них не хватает какого-то толчка к таким съемкам, — высказал мнение Илья Шамазов.

Другим интересным вопросом для обсуждения стало разнообразие тем в картинах. Гости программы отметили, что авторские фильмы не всегда великие и качественно снятые, и авторы порой не до конца освоили какой-то киноязык. Но зато режиссеры часто пытаются точно передать дух места, в котором живут, и берут те сюжеты, которые видят в реальной жизни. Про природу, про человека, про какие-то вещи, которые близки местным зрителям. Собравшиеся отмечают что нередко можно увидеть семейные темы и фильмы про возвращение.

Скудомыслие и финансы

Затем эксперты фильмографии плавно перешли к еще одной важной теме диалога — разговору о скудных образах в картинах. Собравшиеся единогласно решили, что кино должно быть более этнически разнообразным, с разными возрастами и национальностями героев, и авторам надо смелее искать аудиторию в регионах.

— Проблема режиссерской нерешительности кроется в зрителях и их доверии к кинематографу. Продюсеры только начали нащупывать идеи для сюжетов, они пытаются найти беспроигрышные темы, — сказал Илья.

Дмитрий решил, что как только произойдут перемены в мышлении режиссеров, они станут посмелее, а также научатся освещать события, произошедшие в истории, — кинематограф изменится.

— Никто не знает, какие были 90-е на Сахалине, а они тут были очень своеобразные. Это хорошая тема для сценария, она может раскрыть уникальные черты региона — сказал Дмитрий.

Такие мысли режиссера перетекли к вопросу о поддержке самобытности региональных фильмов. Дмитрий предложил договориться с прокатом, чтобы местные авторские фильмы показывали бесплатно, если у региона есть бюджет на это. По мнению режиссера, кинотеатры могут давать льготы и послабления своим картинам.

— Министерство культуры добилось того, что доля российского кино повысилась помощью государственной поддержки, думаю, такой способ может работать и в регионах, — сказал создатель фильмов.

Главный редактор журнала «Сеанс» Василий Степанов обозначил свою позицию.

— Кинопрокат в России — это больше частный бизнес. Тем, кто хочет продвигать регионализм и сформировать локальный патриотизм, надо вкладываться в собственные прокатные сети, чтобы была возможность показывать фильмы и иметь одного, узкоориентированного кинозрителя. Когда я задумываюсь об идее таких авторских показов на ограниченную аудиторию, я начинаю размышлять о человеке, который создал фильм и которому тоже надо зарабатывать, и понимаю, что долго эта история продолжаться не может. Идея заработает только в том случае, если ее поддержит государство, — заявил Степанов.

В диалоге приняла участие и якутская сторона. Марианна Скрыбыкина сообщила, что у нее на родине ежегодная субсидия на съемочный процесс выделялась до 2016 года в размере 5 миллионов рублей. Затем три года поддержки не было, но с приходом нового главы региона интерес к киноиндустрии возобновился. Теперь создатели фильмов каждый год получают 80 миллионов рублей. Также в Якутске есть старинный кинотеатр «Центральный», и его руководство пошло на встречу местному кино. На сегодняшний день 60 % прибыли оно отдает правообладателям.

Все гости студии по итогу встречи высказали надежды, что с помощью фестиваля на острове наконец появятся большие возможности для киносоздателей. Другие выпуски «Разницы во времени» можно увидеть в 21:00 по московскому времени на портале culture.ru.

Авторы:Мария Курносик