Дни Российского этнографического музея впервые прошли на Сахалине

8 сентября 2022, 10:10Общество
Фото: пресс-службы литературно-художественного музея книги А. П. Чехова "Остров Сахалин"

В 2022 году Российский этнографический музей отмечает 120-летие. Сегодня это один из крупнейших этнографических музеев мира, где сосредоточены коллекции о 157 народах России и сопредельных странах. На днях сахалинцам представилась возможность посмотреть на это богатство на своей земле.

Ценнейшие собрания костюмов, ковров, резных и гравированных изделий из мамонтовой и моржовой кости, предметы из драгоценных камней и металлов — национальное достояние страны и гордость РЭМ.

Островитянам в этом году не понадобилось ехать в Санкт-Петербург, чтобы познакомиться с культурными богатствами. Первого сентября стартовали Дни Российского этнографического музея на Сахалине. Проект реализовали региональное министерство культуры и архивного дела, музей книги А. П. Чехова «Остров Сахалин», областной краеведческий и художественный музеи, научная и детская библиотеки, кинодосуговое объединение, ассамблея народов и центр народного творчества. Вклад в организацию и проведение мероприятий внесли сами сотрудники РЭМ: в первые дни осени делегация музейщиков из Северной столицы прибыла в Южно-Сахалинск, чтобы рассказать о работе альма-матер.

— Десятилетнее сотрудничество связывает Российский этнографический музей и культурные учреждения Южно-Сахалинска. С 2013 года привозили выставку вееров, «Крест — святыня драгоценная», «Пояс в культуре этноса», «Украшение женщины — красота мира», «Мы русские. Локальные группы русского народа», — отметила заместитель директора по научной работе, научно-экспозиционной деятельности и подготовке научных кадров РЭМ Елена Герасименко. — Каждая выставка рассказывала о традициях народов России. В этом году мы отмечаем 120 лет, поэтому решили больше рассказать о музее, сотрудниках, работе и познакомиться с жителями Сахалина.

За четыре насыщенных дня провели несколько мастер-классов, лекций, экскурсий, квестов, семинаров для музейщиков, викторин и кинопоказов. В них по-участвовали 2700 человек.

Загадочная этнография

Этнография изучает народы и то, что отличает один этнос от другого, — обряды, обычаи, костюмы, народное искусство, устное творчество. Учёных интересуют их сходство и различие, происходящие изменения с древнейших времён до наших дней.

Лекции заведующего отделом этнографии русского народа РЭМ кандидата исторических наук Дмитрия Баранова пользовались популярностью у островной публики. Их посетили профильные специалисты и жители города. Петербургский учёный обратил внимание на то, что этнограф изучает, в том числе и иррациональные явления.

Основной метод сбора этнографических данных — это непосредственное наблюдение за жизнью и бытом людей. Во время полевых экспедиций Дмитрий Баранов много времени провёл в русской глубинке, жил у колдунов и по долгу «службы» фиксировал даже то, что многие из нас называют пережитками и суеверием.

— В антропологии и этнографии сегодня делают акцент на соучастии и чувствах. Когда задействуешь эмоции, ты не только познаёшь, но и понимаешь то, до чего нельзя дойти аналитически. Однако язык образов и интуиции чреват искажениями — это слабые аргументы в научной дискуссии, — рассказывает Дмитрий Баранов. — Есть негласная договорённость у антропологов-позитивистов, что по умолчанию всё это — вымысел. Но когда мы описываем что-то нерациональное, мы где-то сами такими становимся, хотя об этом не принято говорить на конференциях.

Учёный часто встречается со сверхъестественными явлениями и изучает их. Раньше существовала единая научная картина мира, о которой мы узнавали из книг, формируя представления о солнечной системе, космосе или природе, — ей противостояла фольклорная или мифологическая. По словам Дмитрия Баранова, сейчас от этой модели этнографы стараются отойти — так больше вероятности приблизиться к истине.

Я видел лешего

В одном селе Бабаевского района пропал ребёнок. Его безрезультатно искали родители и полиция. Тогда обратились к бабе Уле, которая по свидетельствам местных жителей имела связи с потусторонним миром. Она пошла обращаться за помощью к лешему. Как раз в этот период Дмитрий Баранов занимался сбором этнографического материала для исследований в доме этой женщины.

— Чтобы найти общий язык с лешим, нужно уподобиться ему. Баба Уля вывернула наизнанку свою кофту, положила в правый карман конфету, а в левый пряник — это называется «относ». Лешего она называла «проходным». Женщина пошла в полночь на перекрёсток в лес и стала произносить слова, поднялся сильный ветер и появился старичок. Она спросила: жив ли ребёнок и где его искать. Леший ответил, в каком месте мальчик сидит под деревом. Действительно, там его и нашли.

В одной из экспедиций Дмитрий Баранов в лесу сам встретил такого «старичка». В безлюдной деревне вместе с коллегами он искал дорогу. Помочь вызвался внезапно встретившийся путник:

— Идёт навстречу старик в пальто, шляпе, бородатый и с палочкой. Во всём его облике какая-то физическая неправильность. И как мы ни старались его догнать — не получалось, потому что он удалялся в лес очень быстро, а визуально казалось, что шёл медленно, — рассказывает Дмитрий Баранов. — Догнать провожатого нам так и не удалось, хотя мы были молоды и физически сильны.

Мы живём в эпоху, когда люди утрачивают свои связи с этническими корнями. В прошлое уходят языки, культуры. Музей старается изучать и объяснять старинные вещи и явления, помогая людям осознать свою идентичность, а это сейчас особенно важно.