Полотно из рыбьей кожи от сахалинской мастерицы удивило участников ВЭФ

15 сентября 2022, 11:46Общество
Фото: из личного архива В. Осиповой

Художница Вероника Осипова представила на ВЭФ масштабное панно из необычного материала.

Родные острова.

Новое полотно из рыбьей кожи «Родные острова» было представлено членом Союза художников России, уильтинской мастерицей Вероникой Осиповой. На создание произведения автора вдохновил 75-летний юбилей Сахалинской области.

Впервые панно презентовали на выставке Восточно-экономического форума «Улица Дальнего Востока». Грандиозный масштаб работы, новаторская техника исполнения и необычное оформление — всё это привлекло особое внимание посетителей к сахалинской зоне ВЭФ.

Полотно величиной два метра в высоту и два в длину посвящено Сахалину и Курилам. Здесь всегда светит солнце, а животный, растительный и морской миры удивительно богаты. Картина имеет второй план и распадается на ряд отдельных пазлов, которые складываются в законченный сюжет. Мы видим коренных народов острова, кита, краба, осьминога, рыбу и летящую чайку, а ещё оленя и собаку.

В море идей. 

— Подобные сюжеты в моём творчестве встречаются довольно часто, но такой размер непривычен. Это самая моя большая работа по величине, времени исполнения и количеству используемых материалов. На её создание ушло более полугода. Мне помогала мастер Марина Кочнева, которая перевела эскизы в цифру. А сама идея такого масштабного панно-пазла принадлежит директору музея книги А. П. Чехова «Остров Сахалин» Евгении Фирсовой, — делится Вероника Осипова. — Это очень ценный опыт, и я хочу ещё создавать подобные работы. Люди на ВЭФ замечательно реагировали, а мои коллеги, мастера из Приморья, удивлялись тому, какая у нас на Сахалине прекрасная рыба.

Действительно, по разнообразию представленных видов рыб панно не может оставить равнодушным даже островитянина. Минтай, кета, кунджа, сима, горбуша, голец, камбала, краснопёрка, навага, налим — это далеко не весь перечень обитателей наших вод, «заплывших» на работу Вероники Осиповой.

— Этот грандиозный замысел возник давно. Ещё в период проведения персональной выставки Вероники Осиповой в музее книги А. П. Чехова «Остров Сахалин» мы обсуждали планы на будущее, — делится Евгения Фирсова. — Идея такого панно понравилась самой художнице, и её поддержала министр культуры и архивного дела региона Нонна Лаврик. Когда Вероника завершила своё произведение, большую оформительскую работу сделали сотрудники моего музея. Разработали дизайн и заказали специальный короб с подсветкой, даже «окошечки» продумали с образцами рыбьей кожи и названиями, чтобы дать посетителям больше информации. Далее подключилась сахалинская филармония: доставляли и экспонировали на острове Русском эту конструкцию они.

Уильтинское мастерство. 

Уильта или ороки — малочисленный народ, проживающий только на острове Сахалин. Они занимаются рыболовством, охотой на морских и лесных животных, разводят оленей. Уильта исторически селились в местах, исключительно богатых рыбой, которая служила не только источником питания, — из неё шили одежду и делали предметы быта, декорируя их вышивкой, аппликацией и росписью.

Мастерицы искони использовали в работах кожу рыбы, из поколения в поколение передавали навыки и знания по обработке этого традиционного материала. Кожу снимали со свежей рыбы, которую предварительно сушили на воздухе, либо морозили. Её промывали водой и помещали в специальный раствор для обез-жиривания и устранения запаха. Далее шкурку отжимали, раскладывали на ровной поверхности и оставляли в проветриваемом помещении вдали от солнечных лучей на два-три дня. Сухую кожу особым способом проминали, удаляли чешую, счищали «мех» с изнанки. Таким образом, она превращалась в мягкий податливый материал, готовый к дальнейшему использованию.

Художник большого масштаба. 

Вероника Осипова родилась в посёлке Катангли Ногликского района. Постигать основы ремесла начала ещё в юности, когда училась в художественной школе Некрасовки. Работала педагогом в художественной школе и профессионально-техническом училище, руководила кружком декоративно-прикладного искусства в центре детского творчества.

Первая работа, выполненная в 1994 году из рыбьей кожи, так и называлась — «Рыба». Сейчас Вероника Осипова — известный мастер и учитель, а попасть на её уроки сегодня чрезвычайно сложно. Уильтинская художница представляет культуру коренных малочисленных народов Севера Сахалина на мировом уровне. Работы экспонировались на выставках в России и за рубежом, хранятся в фондах музеев Сахалинской области и других регионов страны, а также Японии, Англии, Австралии и США.

Графика на рыбьей коже — особая авторская техника, разработанная Вероникой Осиповой. Но ценность её художественных произведений не только в этом. Уильта — самая малочисленная этническая общность среди коренных жителей Сахалина. Композиции, выросшие из кусочков рыбьей кожи с тончайшей прорисовкой деталей, реконструируют жизнь уильтинского народа: вот провожают охотников, несётся собачья упряжка, кружится шаман, плывёт одинокий рыбак в лодке, пасутся олени… Кожа рыбы сама словно подсказывает сюжеты для будущих панно, а художница прорисовывает их.