Царевна-Лебедь, Василиса Прекрасная, Царевна-лягушка, Спящая царевна и другие фольклорные персонажи сошли с полотен живописцев в Музее медведя. На открытии новой выставки «Русская красавица» 7 марта сотрудники оживили знаменитые картины и устроили дефиле. А на экскурсии рассказали, как наряжалась русская женщина и как выглядят украшения в современном исполнении.
Как в сказке. С давних времён разнообразные камни и металлы украшали руки, уши, волосы и шеи русских красавиц, являясь важной частью традиционного женского костюма. На известных полотнах Виктора Васнецова, Михаила Врубеля, Ивана Билибина сказочный женский облик немыслим без колец, бус и головных уборов. Помимо эстетической, украшения выполняли защитную функцию: оберегали от недоброго глаза и завистников.
Наряду с драгоценными ювелирными изделиями популярностью у модниц XXI века пользуется бижутерия из самых разных материалов: бисера, эпоксидной смолы, дерева, ткани, меха, ракушек, сухих цветов и даже рыбьей кожи.
На выставке «Русская красавица» представлены работы сахалинских мастериц Ольги Гориной, Натальи Грачёвой, Татьяны Крамзиной, Натальи Лобкиной, Вероники Осиповой, Ольги Темниковой, Дианы Устиновской, Анны Хахулиной и Лилии Шах. Все они являются участницами региональных, областных и российских ярмарок и конкурсов. Каждое творение их рук удивляет техникой исполнения и используемыми материалами.
Этот материал на Руси рукодельницы начали использовать ещё в IX веке. Уже тогда стеклянные бусы разной величины стали важной составляющей женского облика. Искусство получило название «низание».В светской жизни декорировали одежду, создавали украшения и аксессуары, а в богослужении — бисером оформляли внутреннее убранство церквей и храмов. Настоящий бисерный бум в России случился в XVIII–XIX веках. Тогда при помещичьих усадьбах как грибы росли мастерские, где крепостные крестьянки делали украшения.
Наталья Лобкина начала заниматься бисероплетением, когда ещё Дворец детского (юношеского) творчества назывался Дворцом пионеров. Вот уже более37 лет она создаёт свои шедевры.
— При посещении музеев Москвы и Санкт-Петербурга у меня просто голова кружится от такого многообразия техник и фантазии мастериц. И сохранить русские традиции — это наша задача! — рассказывает Наталья Лобкина. — Я думаю, что не я выбрала бисер, а бисер — меня. Стекло всегда считали магическим материалом: оно привлекает, завораживает. Каждый раз рождается нечто особое, неповторимое, со своей аурой и историей. Во всём мире популярен и любим бисер. Конечно, я использую техники русского плетения, но всегда интересно осваивать новое. Поэтому беру что-то даже из традиций индейских и африканских племён.
В коллекции Натальи Лобкиной более тысячи изделий, среди которых женские украшения, салфетки, вазы и цветы.
— Сахалинских мастериц я объединила в группу «Праздник бисера». Он состоится 9 апреля в областной библиотеке. Здесь пройдут выставка, ярмарка, мастер-классы для взрослых и детей. Я прочитаю лекцию «Бисер на все времена».
Татьяна Крамзина из села Ясного Тымовского района занимается созданием женских украшений 15 лет. Из кристаллов, натуральных камней, бисера и бусин она творит настоящие произведения искусства.
— Любовь к рукоделию передала мне мама. Она вязала и занималась макраме. Я начинала с цветов, деревьев, а потом стала делать украшения, — делится Татьяна Крамзина. — Очень люблю вышивать бисером. Например, ожерелье: на фетре располагаю камни и каждый обшиваю. Мне часто говорят на выставках: «У Вас царские украшения». Такое богатство создавать я люблю — есть где разгуляться фантазии!
Не всё из «царских» работ можно надеть с ежедневным костюмом, однако популярностью у сахалинских модниц всё равно пользуются массивные колье и браслеты с крупными камнями и даже вышитые жемчугом кокошники, как у самой Царевны-Лебеди.
Водоросли в смоле. Южносахалинка Наталья Грачёва четыре года работает с ювелирной смолой. На создание украшений её вдохновляют природа и море нашего острова. В подвесках и серьгах словно живые застыли сахалинский янтарь, водоросли, мох, цветы, раковины моллюсков и даже пух одуванчика.
— Есть смолы художественная, ювелирная, для объёмных заливок. Я работаю с ювелирной. Смола и отвердитель смешиваются в определённых пропорциях и заливаются в форму с различными цветами, ракушками. Далее предмет необходимо отшлифовать, — говорит Наталья Грачёва. — Я раньше начинала с больших предметов — создавала декоративные столешницы, потом перешла к часам, подстаканникам, подставкам под телефоны. Сейчас делаю бижутерию. В смолу можно добавлять красители. Техника называется «Петри-арт». Получаются радужные узоры невероятной красоты. А сама я украшения не ношу, потому что почти всё время провожу в мастерской.