Порция безысходности

14 сентября 2023, 10:40Общество
Фото: СЕРГЕЯ КРАСНОУХОВА

Ещё не отгремело официальное открытие нового театрального сезона, а Чехов-центр уже представил на суд зрителей новый спектакль — сложный, новаторский и неоднозначный.

Гнилое нутро.

Первой премьерой 93-го театрального сезона стала трагедия «Порция Кохлан» ирландского драматурга Марины Карр. Это глубокая психологическая работа, которая даёт зрителю возможность погрузиться в философию человеческих взаимоотношений.

Сюжет пьесы построен вокруг главной героини, той самой Порции, которой исполняется 30 лет. У неё есть всё, о чём часто мечтают девочки: большой дом, богатый любящий муж, трое детей. Но у идеальной картинки гнилое нутро. Трагедия юности, которая унесла жизнь любимого брата-близнеца, тайна того дня, сложные отношения с родителями и давящее чувство одиночества — это всё тяготит женщину, и в итоге Порция принимает страшное решение.

Но в спектакле мы видим не тридцатилетнюю женщину. Это взрослый человек с поведением подростка, который застрял в своей потере. В тот момент, когда погиб её брат-близнец, она лишилась части себя. «Когда Бог раздавал души, он, наверное, перепутал наши с Габриэлем, или дал нам одну на двоих, и она утонула в реке вместе с ним», — говорит главная героиня.

Долгое время Порция живёт с этим горем один на один, пытаясь заглушить его алкоголем и изменами. Родители призывают забыть «об этом юродивом», пресекая попытки дочери выговориться. Муж Порции, Рафаэль, обеспокоен лишь тем, что супруга не исполняет свои обязанности по дому и с детьми. Лучшая подруга Стэйси и родная тетя Мэгги Мэй только сейчас стали догадываться, что Порция одинока, но обе не знают, как ей помочь.

Несчастливый конец.

Первый акт наполнен ложью и взаимными упреками. На Порцию со всех сторон сыплются обвинения. Защищаясь, она отвечает агрессией и просит всех оставить её в покое. Поэтому финальные события первого действия становятся вполне логичными, но не менее шокирующими. После увиденного второй акт кажется альтернативной реальностью, попыткой ответить на вопрос — что будет, если говорить правду? Но увы, в данном сюжете счастливый конец невозможен.

Режиссёр-постановщик первой премьеры сезона Олег Ерёмин не впервые работает с Чехов-центром. Раннее он ставил такие спектакли, как «Скупой», «Собачье сердце» и «Мария Стюарт». Если читатель посетил хоть один из них, то наверняка знает, что классическими эти постановки не назовёшь. Олег Ерёмин обладает индивидуальным режиссёрским почерком. Спектакли не плоские, в них множество планов. И разбирая их, зритель сильнее погружается в размышления. Но эти думы не из разряда «Что хотел сказать режиссёр». Это скорее углубление в персонажей и человеческую психологию в целом.

Выбирая пьесу для постановки, Олег Ерёмин отталкивался от своего внутреннего состояния, актёрских возможностей, потенциала театра и места, где этот материал прозвучит. По его мнению, выбранный текст актуален в любое время, так как в каждой семье есть тайны, спрятанные одним поколением от другого. Это основная причина, по которой выбор режиссёра пал именно на пьесу ирландского драматурга.

Связующее звено.

Художник-постановщик Кирилл Пискунов отошёл от классической для Чехов-центра сценографии. Для «Порции Кохлан» он разработал оформление в стилистике западноевропейского театра. Объёмные декорации объединяют сразу три места действия: дом главной героини, берег реки и местный бар. Зрителю не сразу понятно, что и где происходит. Но в процессе действия картинка складывается. Мозг фокусирует внимание на определённой локации и вопрос, почему посреди дома расположена зелёная лужайка, отпадает. Главным связующим звеном мест действия стал прозрачный куб, в котором обитает призрак брата-близнеца Порции. Его дух преследует главную героиню везде, независимо от локации. Также в спектакле использовали новые приёмы, например, видеозаставки, которые дополняют внутреннее состояние героев. Ролики создавал сахалинский видеограф Антон Дока.

Не все зрители оказались готовы к такому сложному и глубокому спектаклю. Но Чехов-центр планирует весь новый сезон сделать серьёзным. Театр погрузит зрителей в философию и даст возможность поразмышлять о вечном. Что из этого выйдет, зрители узнают уже скоро. Официально Чехов-центр откроет 93-й театральный сезон 6 октября обновлённым спектаклем «Метель».