Опасное золото

17 октября , 10:22Общество
Фото: Сергея Красноухова

Чехов-центр представил новый спектакль Ш. де Лакло, в котором смешались интриги и философия, страсть и любовь.

Связь с оригиналом.

12 октября на главной сцене Чехов-центра состоялся премьерный показ постановки «Опасные связи», которая открыла 94-й теат­ральный сезон. О том, как прошёл спектакль, чемпоразил и какой уровень задал для всего сезона, рассказал наш корреспондент.

Многим зрителям бросилось в глаза то, насколько откровенным и взрослым получился спектакль. Обилие «постельных» сцен, оправдавшее возрастное ограничение, оставило двойственное впечатление: кто-то восхитился смелостью режиссёра, кто-то негодовал, до какой «пошлости» докатился театр.

Перед второй категорией зрителей хочется раскрыть оригинальный текст де Лакло. В своё время книга спровоцировала скандал в цивилизованном обществе, так стоит ли удивляться тому, что показали на сценеЧехов-центра?

На самом деле сюжет постановки не ушёл далеко от литературного подлинника. Не впервые «роман в письмах» сделали «романом действия», у книги даже есть экранизация. Философия персонажей осталась прежней, поступки героев всецело обусловлены сюжетом. Никакой лишней «пошлости» Наталья Индейкина, режиссёр-постановщик, не привнесла. В случае возникновения претензий можно обратиться напрямую к де Лакло и удивиться, какие вольности позволил себе классик XVIII века.

Поставить «Опасные связи» в региональном театре — вправду смелое решение, однако вкус, с которым спектакль сделан, сглаживает неоднозначность оригинала. Зрителю не показали особо шокирующих подробностей, всё осталось в пределах приличий. На сцене развернулась картина настоящей жизни — с предательствами, интригами, всепоглощающей страстью и такой же всепоглощающей любовью.

Визуальная подача.

С точки зрения формы «Опасные связи» удивили авторскими находками. Музыка подобрана в соответствии с эпохой — звучали композиции XVIII века. Также в спектакле нашлось место авторским песням режиссёра, которые не сделали драматическое действие мюзиклом, не опошлили происходящее. Каждая отдельно взятая композиция имела богатый смыслами текст, была исполнена живыми голосами актёров и акцентировала внимание зрителя на важных для сюжета темах: счастье в любви, расставание, влияние пороков на душу человека.

Хореографы поработали на славу не только в танцах. В сценах, где герои пребывали «в свете», они двигались преувеличенно театрально, говорили, вальсируя. Их притворство в общении друг с другом было гиперболизировано настолько, что зрители понимали: вся эта обходительность, манерность — лишь игра, очередная ложь.

Также важную роль сыграла скорость, с которой актёры говорили. На публике они частили так, что едва ли не задыхались, а наедине замедлялись, замолкали на долгие минуты, смаковали некоторые, особо значимые, реплики.

Внешнее облачение героев не всегда соответствовало эпохе: маркиза де Мертей появилась в одной из сцен в комбинезоне, виконт де Вальмон застёгивал рубашку на одну пуговицу и лишь раз надел парик, госпожа де Турвель носила кожаную портупею. Костюмы отражали не столько нравы XVIII века, сколько характеры действующих лиц.

Декорации произвели особое впечатление, хотя практически не менялись на протяжении постановки. Огромная хрустальная люстра под потолком, обилие массивных цепей, дорогая мебель, музыкальные инструменты создали ощущение небывалой роскоши.

После антракта с полотка высыпали столько конфетти, что главный герой, виконт, буквально купался в золоте. Впрочем, золотого цвета в спектакле было немало: в костюмах, декорациях. Такой ход не только добавил дороговизны внешнему виду, но и создал визуальный лейтмотив. «Опасные связи» — постановка высочайшей пробы, то есть золото в нескольких смыслах слова.

Особенно хотелось бы подчеркнуть работу со светом. Денис Солнцев, лауреат премии «Золотая маска», так мастерски «играл» с софитами, что влиял и на атмосферу действия, и на внешний вид сцены. При том, что декорации не менялись, зритель легко понимал, какое было время дня, какая стояла погода, даже в чьём именно доме находились герои.

Актёрская игра.

Как бы прекрасно ни был прописан сюжет, всё ж ответственность за основное впечатление от действия лежит на плечах актёров. Мало одеть их в дорогие костюмы, дать им хорошие песни и создать вокруг них атмосферу — если сами исполнители не верят в то, что говорят, постановка обречена на провал.

С «Опасными связями» такого не произошло. Наоборот, именно актёры сделали спектакль потрясающим. Даже если бы они играли на пустой сцене, постановка бы удалась. Наталья Красилова и Денис Кручинин, исполнители двух главных ролей, прожили каждую секунду из почти трёх часов и заставили зрителей не просто поверить себе, а прочувствовать историю «изнутри». Они вызвали у зала нечто большее, чем сочувствие, передали нам, сторонним наблюдателям, боль персонажей настолько умело, что их эмоции стали нашими. Зрители смеялись вместе с героями и плакали вместе с ними.

Скажу честно, я подобной актёрской игры прежде не встречала и вышла со спектакля с мыслью, что невозможно такое сыграть, что Наталья и Денис вывернули наизнанку души не только героев, но и собственные. После повторного просмотра «Опасных связей» я поверила в магию театра, на подмостках которого могут происходить истинные чудеса перевоплощения.

Все причастные к спектаклю «Опасные связи» люди заслуживают многочасовых аплодисментов. Сложно представить, сколько сил они вложили в своё детище, а ещё сложнее описать словами то, что можно только ощутить. Остаётся только пожелать Чехов-центру удержать заданный премьерой уровень и пригласить сахалинцев в зрительный зал, где профессионалы покажут, на что способен театр.

Авторы:Анастасия Сидорина