О пути сахалинца Василия Ощепкова от царской каторги к посмертной славе расскажет телесериал
Иной раз реальная судьба увлекательнее любого выдуманного сюжета. Например, сегодня ты снимаешь и показываешь кино, а спустя годы сам можешь стать его центральным действующим лицом. Именно так и происходит с нашим земляком – первым отечественным дзюдоистом, создателем борьбы самбо, советским и российским разведчиком Василием Ощепковым (1892–1937 гг.). Сейчас идет подготовка к съемкам телесериала о яркой и трагической судьбе уроженца Александровска-Сахалинского, вошедшего в мировую историю. Хочется надеяться, что таким образом, пусть даже спустя годы, посмертно, человек, достойный стать легендой, обретет заслуженную известность и доброе имя патриота России. Пока, к сожалению, он не знаком широкой аудитории. С подобной несправедливостью борется продюсер Геннадий Меркулов. Наш корреспондент встретился с Геннадием Анатольевичем в Москве. Сахалинский герой Василий Ощепков и герой нашего интервью Геннадий Меркулов в некотором роде коллеги, ведь Василий Сергеевич действовал в разведке под видом… деятеля кинобизнеса!
– Геннадий Анатольевич, насколько я знаю, вас в первую очередь интересует фэнтези. Поэтому на первый взгляд интерес к Ощепкову представляется неожиданным.
– Да, наша студия «ТГ-фильм» специализируется на жанре фэнтези. Уже снято 24 серии фильма «Тайный город», где главным героем выступает некая другая Москва, созданная по культовому циклу романов фантаста Вадима Панова. А весной в прокат выйдет полнометражная версия фильма. Кроме того, запускаем новый проект в стиле семейных приключений Майн Рида, где героям приходится преодолевать трудности в путешествиях по России.
Другая студия нацелена на производство полнометражных картин, таких как «Соловей-Разбойник», снятый по сценарию Ивана Охлобыстина. Он же сыграл главную роль.
До этого я занимался документальными фильмами. В начале 2000-х наша группа сделала картину о юбилейных мероприятиях, посвященных канонизации св. Серафима Саровского. Затем – о воссоединении московского патриархата и зарубежной православной церкви, которые были разделены после гражданской войны. Сделали картину о Курской Коренной иконе Божией Матери «Знамение», с ней связаны удивительные истории.
Чудотворная икона была найдена в 13 веке, когда Русь восстанавливалась после татаро-монгольского нашествия. Захватчики разрубили икону на две части и сожгли часовню, где хранилась святыня, а монаха, служившего при ней, продали в рабство в Крым. Но через несколько лет священника выкупили, он вернулся в Коренную пустынь, нашел обе половинки святой иконы, сложил их вместе, и они срослись чудесным образом, остался лишь тонкий след от разреза.
«Знамение» называют Одигитрией (Путеводительницей) русского зарубежья. Во время гражданской войны она из Крыма с частями белой армии была вывезена в Сербию, потом, пройдя длинный путь, оказалась в Нью-Йорке. Но фактически постоянно путешествует по миру и дважды в год возвращается в Курск. И. Репин запечатлел икону в картине «Крестный ход в Курской губернии». Об этом можно рассказывать долго.
Кроме того, я снял фильм о покойном первоиерархе Русской Православной Зарубежной Церкви митрополите Лавре. О Гоголе… Но постепенно перешел на игровое кино.
– Как возникла в вашей судьбе тема Василия Ощепкова?
– Этот проект стоит особняком. Мой младший сын занимается самбо. Так я соприкоснулся с историей Ощепкова. Я в данном случае выполняю непривычную для меня функцию. Обычно продюсер занимается всем процессом кинопроизводства: от поиска сценария и денег до воплощения идеи на киноэкране. Но в этом случае заботу о привлечении финансирования взяли на себя российская и международная федерации самбо, которым мы очень благодарны за поддержку. Без руководителей этих организаций – Василия Борисовича Шестакова и Сергея Владимировича Елисеева – архисложно воплотить столь грандиозную задачу, под стать фигуре родоначальника самбо. Они выступают также в качестве главных консультантов.
С нами также работают ученые-историки, а сценарий пишет молодой талантливый автор Евгений Керов. В 1973 году на экраны вышел «Непобедимый», где речь шла о Харлампиеве, ученике Ощепкова. Так как тогда Ощепков еще не был реабилитирован, то слава создателя нового вида борьбы была приписана его последователю. С того времени заметных замыслов по мотивам тех событий реализовано не было.
– Как думаете выстроить сериал? Каким будет его объем?
– Василий Ощепков фактически прожил несколько жизней, поэтому и будущий фильм решили разделить на несколько стадий. В целом собираемся создать три цикла по 8 серий, всего 24 фильма. Уже подписано предварительное соглашение с одним из федеральных каналов.
Сейчас идет подготовка к работе над первой 8-серийной частью о годах, проведенных Ощепковым в Японии. Она будет включать детство, обучение в духовной семинарии при православной миссии в Стране восходящего солнца, а затем в институте дзюдо «Кодокан» в Токио. Эта часть заканчивается возвращением в Россию перед Первой мировой войной.
В марте планируем приехать для натурных съемок на Сахалин. Основная работа будет проходить в Японии и в студийных павильонах в Москве.
Если все сложится удачно, рассчитываем затем приступить к съемкам следующего интересного отрезка в судьбе сахалинского борца, когда он являлся сначала русским, а потом советским контрразведчиком и разведчиком в Японии, Китае, Тибете. Это время Первой мировой и гражданской войн. Хотя, конечно, учитывая специфику подобной деятельности, информация об этом до сих пор окутана завесой секретности.
И последняя, завершающая часть будет рассказывать о московской жизни выдающегося спортсмена, о его отношениях с учениками, коллегами, внесшими вклад в становление нового вида борьбы.
– С какими проблемами вы сталкиваетесь на начальном этапе работы?
– В настоящее время идет кастинг на роль молодого Ощепкова. Выбор осложняется тем, что актер должен владеть приемами борьбы, которые трудно изучить в короткий срок. Склоняемся в пользу артиста, который является кандидатом в мастера спорта по дзюдо и обладает внешним сходством с нашим героем. Но окончательно решение примем, когда появится режиссер, которого сейчас также подбираем.
Трудности возникают и из-за отсутствия полной информации о жизни выдающегося спортсмена. Причины – его секретная деятельность и объявление Ощепкова «врагом народа и японским шпионом» в 1937 году. К счастью, несправедливость устранена, он реабилитирован. Но лишь десятилетия спустя после трагической гибели.
– Что вас прежде всего привлекло в судьбе Ощепкова?
– Предназначение мальчика, оставшегося сиротой на каторге. Василий легко мог сгинуть, как десятки, сотни его сверстников. Но ему было предначертано свыше другое. Вместо того, чтобы получить сан священника после семинарии, он стал первым российским дзюдоистом и четвертым европейцем, получившим черный пояс. Что само по себе уникально. Мало того, впоследствии он явился создателем самбо – борьбы № 1 в мире. Среди спортсменов, которые сегодня выступают в открытых единоборствах, самыми успешными являются те, кто получил базовую подготовку самбо.
Интересно, что наставник нашего героя архиепископ Николай Японский после получения Ощепковым классического духовного образования благословил его на спортивный путь. Вся дальнейшая биография Василия Сергеевича – это продолжение духовного служения в иной сфере. Как мне кажется, Ощепкова к человеческим и профессиональным вершинам привела вера.
– Как вы думаете, чему нас может научить судьба этой неординарной личности?
– Для того чтобы пройти столь сложный путь, нужно быть несгибаемым человеком, именно таким он и являлся. Борьбе дзюдо был близок дух самураев. Между прочим, некоторые сподвижники Святителя Николая были именно из этой среды. Один из них даже хотел убить владыку, но в результате стал первым из японцев православным пастырем. В кодексе самураев «Бусидо» говорится, что представитель этой касты не должен обращать внимание на опасность и смерть, главное для него – до конца выполнить свои обязанности. Мне кажется, что Ощепков воспринял эту идею. В связи с этим ему было легче без колебаний принимать важные решения, такие как возвращение в Россию, ведь при желании он мог остаться в Японии. Но вместо этого он предпочел служить Родине. В этом огромный пример для молодежи. Не секрет, что многие призывники уклоняются от призыва в армию, а разговоры о патриотизме и долге перед Отечеством вызывают усмешки и недоумение. Жизнь Ощепкова – это практический пример, на котором можно воспитывать будущие поколения в правильном духе.
Кроме того, у него можно было бы поучиться и деловой хватке, которую он использовал для прикрытия своей разведывательной деятельности. Интересно, что он выбрал именно профессию кинопродюсера и владельца кинотеатра, что было в ту пору новым занятием. Подобная легенда позволяла иметь широкий круг знакомств и проникать в недоступные для других людей места, не вызывая подозрений. Все это говорит о его предприимчивости и восприимчивости к передовым технологиям. Поэтому я думаю, что он без проблем мог бы сделать любую карьеру.
История Ощепкова может еще научить и тому, как нужно выстраивать отношения с другими народами на основе взаимоуважения. Это качество он приобрел у своего наставника архиепископа Николая Японского, в дальнейшем канонизированного Русской Православной Церковью. Владыка великолепно знал японский язык и даже изобрел несколько иероглифов. Благодаря ему японцы стали хоронить убитых врагов. До этого их не предавали земле, а в основном оставляли валяться на поле боя. Когда умер владыка Николай, за его гробом несли венки от императора Японии, что свидетельствовало о признании заслуг иноверца перед Страной восходящего солнца. К сожалению, сегодня такого бережного отношения к иным государствам, нациям и традициям очень не хватает в обществе. Надеюсь, что наш фильм внесет вклад в «мир во всем мире» и покажет, что русская земля стоит на настоящих богатырях, которые спят в каждом из нас до поры до времени.
Фото из личного архива А. Меркулова.