В концертах они всегда готовят сюрпризы. Музыку выбирают ту, от которой в душе находится отклик. В их репертуаре более 300 произведений разных эпох.
На музыкальной ниве
Уже сам факт, что 2012 год на Сахалине объявлен Годом музыки, говорит не только о том, сколь велика роль музыкального искусства в нашей жизни, но и что мы, сахалинцы, буквально пропитаны музыкой. Многочисленные концерты и гастроли лучших представителей творческого сообщества существенно обогащают художественную палитру островного региона. А она весьма разнообразна.
В россыпи талантливых коллективов, уже не один год формирующих на ниве островной культуры плодородный слой и ставших своего рода визитной карточкой Сахалинской области, – ансамбль «Дивертисмент», которым вот уже 12 лет руководит его создатель и бессменный руководитель Наталья Лопатина.
В деле она не ищет легких путей. Знает, какого ежедневного самоотверженного труда требует «служенье муз». К тому же у музыканта постоянно меняются ощущения, восприятие жизни и даже физиология. Невозможно раз и навсегда достичь эталонного исполнения, оттого кропотливая работа изо дня в день превращается в постоянное стремление к ускользающему идеалу.
В обычной жизни ей чужда меркантильная суетность в поисках лучшего чего-то. Считает, что все это отвлекает от главного. А главным для нее всегда была и остается Музыка, определившая ее судьбу, жизнь и творчество.
Заслуженного работника культуры РФ Наталью Маратовну Лопатину в нашей области знают как талантливого учителя музыки, профессиональную скрипачку, ведущего концертмейстера и руководителя камерного ансамбля «Дивертисмент» южно-сахалинского Чехов-центра. Много лет она радует земляков высокой музыкой. Есть в программах, которые ансамбль, как правило, готовит по 3–4 в год, и произведения сахалинских авторов, в том числе и старшего сына Натальи Лопатиной – Александра. Он скрипач, играет в городском камерном оркестре под управлением Александра Зражаева и в «Дивертисменте». Именно с его симфонии, исполненной на торжественном открытии, начиналось шествие Года музыки на островах.
Высокопрофессиональные аранжировки в первую очередь определяют лицо ансамбля «Дивертисмент». Их автор – глава на редкость творческой музыкальной династии Лопатиных. Замечательный пианист и аранжировщик Владимир Александрович Лопатин уже который год безропотно везет на себе нелегкую ношу обработки выбранных произведений. А это всегда огромный труд, умение прочувствовать музыку наших современников и осовременить материал, дошедший до нас из прошлых столетий.
К чести «Дивертисмента», в фонде у коллектива есть эксклюзивные произведения, которые никто не исполняет, а их аранжировки просят музыканты Москвы и Санкт-Петербурга.
Прелесть дальней окраины
В пять лет у Натальи проявился абсолютный слух. Она успешно окончила музыкальную школу по классу скрипки, а затем и музыкальное училище им. Собинова в Ярославле. Как скрипачка, получила направление в Горьковскую консерваторию. Но ей вдруг загорелось петь, потому что все вокруг расхваливали ее голос, называя ангельским. К тому же с обучением на основном отделении она совмещала учебу на вокальном. А потому дальше на географической карте ее жизни появилась Москва. В столице в то время открывался экспериментальный театр оперетты, и Наталью приняли в него. За два года дослужилась она до «Феи карнавала» И. Кальмана.
В Дальневосточную академию искусств Наталья Лопатина поступила, когда с мужем приехала на Сахалин в поисках жилья.
– На земле много прекрасных мест, – говорит она, – но я всей душой приросла к Сахалину. На острове прошла большая часть моей жизни и жизнь моей семьи. Нашему семейному союзу с мужем – более 35 лет.
После кипящей московской жизни они окунулись в провинциальную глушь небольшого сахалинского городка Шахтерска. И сначала чуть не оглохли от …тишины, а потом чуть не потеряли дар речи от уникальной островной природы. Она была совсем рядом – едва заканчивалась улочка в пять домов, как тут же начинался лес, а чуть дальше – море во весь горизонт.
Но не меньше их удивило другое – в музыкальной школе, куда прибыли молодые педагоги, преподавательский состав был высочайшего уровня. В те времена Сахалин очень котировался среди выпускников вузов. На остров прибывали лучшие специалисты из Москвы, Ленинграда, Киева, Новосибирска и других крупных городов Советского Союза.
Семейный дуэт Лопатиных весьма органично вписался в супер-профессиональный коллектив педагогов. Наталья Маратовна преподавала по классу скрипки, который сама и создала. Владимир Александрович вел класс фортепиано. Здесь, в Шахтерске, музыканты задержались на 25 лет. В этом городе родился младший сын Иван, который единственный из семьи пошел своим, не музыкальным, путем. Стал художником, но не отрывается от родных, тоже живет на Сахалине.
Севастопольский вальс
В ДШИ Шахтерска Наталья Маратовна поднялась по карьерной лестнице, пройдя путь от учителя музыки до завуча, а потом и директора музыкальной школы. При этом творчество никогда не покидало ее. Уже через год в шахтерской «музыкалке» она создала детский ансамбль скрипачей в составе 22 человек. Позже появился взрослый – «Брызги шампанского», куда входили педагоги учебного заведения. Вскоре эти коллективы стали известными в области и даже «засветились» на сахалинском ТВ.
В островной столице сразу приметили семейный союз двух талантливых музыкантов. Их приглашали в областной центр на многие совместные концерты оркестров – сводного детского, городского камерного, на сольные выступления, мастер-классы. Но самое
неожиданное предложение в 2000 году они получили от режиссера-постановщика Чехов-центра Павла Цепенюка.
В то время он был одержим идеей поставить на сахалинской сцене первую оперетту – «Севастопольский вальс» К. Листова. Директор драмтеатра Владимир Беджисов пошел дальше – решил создать симфонический оркестр для постановки этого и других музыкальных спектаклей. Супругов Лопатиных пригласили переехать из Шахтерска в Южно-Сахалинск, чтобы реализовать задуманное.
Предложение они приняли, но Наталья Маратовна не одобряла такую спешную инициативу. По ее разумению, на ее воплощение в лучшем случае потребовалось затратить 7 – 10 лет. Причем следовало бы начинать с малого – водевилей, мюзиклов и только потом браться за сложный формат оперетты. Ведь в то время у областного театра не было ни сил, ни возможностей, ни профессионального вокала, ни актерского мастерства. В итоге, вопреки всему и вся, постановку оперетты осуществили. Лишь одну, хотя и успешно принятую островной публикой.
Большой оркестр не состоялся, но директор театра волевым решением предложил объединить музыкантов в небольшой коллектив. Он вызвал Наталью Лопатину и сказал: «Создавайте камерный ансамбль и к 8 Марта дайте первый концерт». Пришлось начинать, хотя времени в запасе в обрез. Но работы Лопатины никогда не боялись.
Становление «Дивертисмента» проходило сложно. Репетировать музыкантам приходилось в маленькой полутемной комнатушке оркестровой ямы, без дневного света и свежего воздуха. Между собой они называли себя «дети подземелья». Временное пристанище для ансамбля растянулось на долгие… 10 лет.
– Ситуация изменилась только с приходом нового директора Чехов-центра Инны Петренко, – рассказывает Наталья Маратовна. – Наконец-то нам предоставили небольшую, но светлую репетиционную комнату. Я с благодарностью буду помнить об этом, ведь мы были на грани отчаяния, поскольку годами «произрастали, как бесхозная трава».
Сейчас в «Дивертисменте» работают люди, влюбленные в музыку. Помимо династии Лопатиных, это Диана Сельдешева, Ярославна Калашникова, Наталья Мовчан, Инна Балашова, Елена Денисова, Леонид Всеволодский.
Два года назад ансамбль успешно выступил на ХХХ музыкальном фестивале в Китае, где оставил яркие впечатления от исполнительского мастерства сахалинских музыкантов. Мэр Харбина лично пригласил «Дивертисмент» на следующий фестиваль.
Но победы даются нелегко. «На самом деле скрипка для женщины, – признается Наталья Лопатина, – это трагедия, поскольку требует жертв в красоте. Это отсутствие маникюра, мозоли на пальцах, а еще боль в плечах от нагрузки…»
И все же ради нежнейшего деревянного создания с проникновенным голосом Наталья Маратовна готова терпеть неудобства и даже быть в чем-то обделенной. А значит, сахалинцев ждет еще немало встреч с ней и ее «Дивертисментом». Ведь скрипка – это продолжение души. А ее душа срослась с Сахалином.
Фото из семейного архива Н. М. Лопатиной.