Портфолио из дерева

8 сентября 2016, 12:16Краеведение и история
Фото:

Продвижением ремесла художественной дерево-обработки уже много лет занимается южносахалинец Виктор Мещеряков

 

Первоклассные забавы

 

Зайдя в дом Мещерякова, первым делом ощущаешь запах дерева и опилок. Мастер, помимо изготовления деревянных изделий, отделывает деревом постройку 50-х годов прошлого столетия. Мебель в жилище предпочитает ставить тоже деревянную, сделанную собственноручно. Для супруги, которая увлекается рукоделием, по старинным чертежам смастерил миниатюрный ткацкий станок. Изготовил старинное кельтское деревянное кресло эпохи Средневековья и множество других предметов домашнего обихода.

 

По профессии Виктор Мещеряков – педагог, в совершенстве владеет английским и японским языками. Работал в гимназии № 1 и СахГУ, был старшим преподавателем на кафедре права в Институте коммерции. Окончив на Аляске курсы повышения квалификации по логистике, ушел в нефтяную отрасль. Последние пять лет он – свободный художник, деревянных дел мастер. Считает, что интерес к этому ремеслу у него заложен на генетическом уровне. Его прадед из казачьего рода-племени был отличным краснодеревщиком. Дед по линии отца тоже столярничал.

– Напрямую меня никто не учил, я сам ко всему присматривался и понял, что дерево – особый материал, словно специально созданный для воплощения творческих фантазий, – говорит Виктор Викторович.

 

Мещеряков родился и провел детство в Корсакове. Свои первые изделия начал создавать еще первоклассником. Строгал для себя и других мальчишек деревянные мечи и луки, мастерил из штакетника и веток хижины и штабы для ребячьих забав. Не скрывает – были и рогатки. Но настоящим дебютом начинающего мастера стало изготовление деревянной хлебницы для мамы.

 

Мастерская на балконе

 

Кардинальные перемены в размеренную жизнь Мещерякова внес 2013 год. Его жену – специалиста в крупной нефтяной компании – перевели работать в Москву, но он сам за три года в столице так и не смог найти работу по профессии.

– А поскольку мужчина без дела деградирует, решил заняться «столяркой», – рассказывает мой собеседник. – На небольшом балконе в съемной квартире устроил мини-мастерскую. Сделал верстак, купил инструменты и маленький токарный станок. Рядом с домом на свалку выбрасывали много фанеры, досок, старой мебели. Из магазина притащили даже три дубовые столешницы.

 

Из бросового материала Виктор наделал массу полезных в быту вещей и пришел с ними на выставку декоративно-прикладного творчества, которая в то время проводилась в Москве. Все его броши, кулоны, деревянные вазочки и прочие изделия ушли нарасхват.

– Тут нет никакой сложности и столярного секрета, – уверяет Мещеряков. – Просто нужен элементарный навык. Американцы не зря говорят: второй раз я сделаю это лучше. И ничего, что первые изделия будут косые и кривые, зато дальнейшие – то, что надо.

 

Танец волчка

 

Если японские мастера, чье творчество в работах по дереву Виктор Викторович считает эталонным, в основном всю жизнь специализируются на выпуске только одного вида изделия, то он работает исключительно по настроению. А оно у него переменчивое.

– Мне неинтересно делать одно и то же, – говорит сахалинский мастер. – Мной чаще всего руководит блажь. И все же особая моя страсть – это волчки. У них нет родины, они из тех вещей, которые были практически у всех народов. В Китае, к примеру, им более 6 тысяч лет. Детям давали заводить крутящуюся игрушку, чтобы развивать моторику пальцев, необходимую для каллиграфического письма. Танец волчка меня завораживает…

 

Только за последний год Мещеряков сделал десятки видов волчков – от крохотульки в один сантиметр (и она вращается, как и другие!) до массивного звукового, который, катаясь по деревянной плашке, издает тягучий протяжный звук.

 

Орех, бакаут и кокоболо

 

На одном из рабочих столов мастера расположилось множество деревянных самолетиков разных размеров и модификаций. Есть среди них и точные копии реальных самолетов времен Первой и Второй мировых войн – российских, немецких, английских.

– Уже вторую эскадрилью готовлю для любителей небесной романтики, – смеется Виктор.

 

На верстаке в мастерской лежат заготовки для деревянных мечей. Они имеют различную конфигурацию и заправляются в деревянные ножны. Для дам Мещеряков готовит прочные и элегантные гребни из разных пород дерева.

Запасов древесины у мастера достаточно. Большую часть покупает, бывая в Японии или Москве. Но это не бревна или распилы деревьев, а заготовки в виде небольших брусков.

– У каждой породы дерева свой характер – одни более податливы при работе с ними, другие требуют усилий и мастерства, – поясняет Виктор Викторович. – На Сахалине в основном приходится использовать дерево местных пород – пихту, лиственницу, ель, тополь, клен…

 

Виктор Мещеряков на ярмарке

Как признается мастер, раздолье для него наступает после очередных тайфунов, когда валится множество деревьев. И все же его любимейший материал – орех. У него красивый рисунок, он приятно режется, после обработки получается ровная гладкая поверхность.

В хранилище островного мастера немало экзотических пород: красное и черное дерево, зеленый сандал, палисандр, кокоболо. Есть и самое тяжелое в мире дерево – бакаут. К числу наиболее древних относится древесина южного бука, добываемая на заболоченной местности в Австралии. Ей, возможно, десятки тысяч лет! Она самая дорогая, поэтому не используется для крупных вещей. Из небольших кусочков экзотического дерева Виктор делает красивые женские заколки для волос в виде вороньего пера.

 

Отточенность май э бике

 

Инструмент для мастерового человека – почти вторые руки. У Мещерякова большая его часть выставлена на стене мастерской, словно экспозиция в музее. Вот аккуратно развешен набор пил, молотков, топоров, стамесок и других инструментов. Среди своих собратьев выделяется японский топор с непривычно острым и длинным лезвием. Дружным рядком висят рубанки. Такой инструмент длиной всего полтора сантиметра и шириной в сантиметр (но рабочий!) Виктор изготовил сам. Миниатюрный рубанок у него купили ценители необычного.

В мастерской Мещерякова в основном собраны японские инструменты, которые считаются лучшими в мире. Самый большой из них – май э бике, пила для распиловки бревен на доски. Длина зубастого экземпляра почти метр. По словам мастера, ценность инструмента из Страны восходящего солнца в том, что он всегда заточен.

 

японская май э бике

У Мещерякова есть свои постоянные покупатели. Большая часть интернет-заказчиков из Москвы, Санкт-Петербурга, Ямало-Ненецкого национального округа. Ценители деревянных шедевров находятся даже в Казахстане. И сахалинцев его работы впечатляют.

Особым спросом у островитян пользуются деревянные полочки для чая, украшения, необычного дизайна вешалки, шкатулки с секретом. А уж от желающих приобрести полку в виде самолета – и вовсе отбоя нет. Часть изделий в конце сентября островной мастер покажет в Москве на выставке декоративно-прикладного искусства «Формула рукоделия».

 

В портфолио Виктора Мещерякова особое место занимает деревянная трубочка для прослушивания больных. Такой же стетоскоп был и у врача Антона Чехова. Не так давно копию чеховской реликвии, не торгуясь, купила на ярмарке женщина. Видимо, и для нее этот предмет старины больше, чем просто трубочка.

Одно увлечение тянет за собой другие. Вот и Виктор Викторович вслед за художественной обработкой дерева стал осваивать работу по кости. Из самой обычной коровьей косточки, которую хозяйки называют суповой, изготовил несколько симпатичных маленьких рыбешек для кулонов, а также костяные крючок для ловли рыбы и мини-гарпун – точные копии изделий полинезийцев каменного века! Сейчас их используют как амулеты. Есть в запасниках у Мещерякова и кость мамонта. Что получится из нее, пока загадка и для самого мастера.

 

Авторы:Администратор Администратор