От Петра до Станиславского: как зародился театр в России и на Сахалине.
«Артаксерксово действо»
Русский театр зародился в глубокой древности. Театрализованный характер носили многие русские игры, пляски, обряды, хороводы. Первое летописное упоминание о странствующих актерах-скоморохах на Руси относится к 1086 году. Среди них были музыканты, певцы, танцоры, шутники, дрессировщики диких животных. Для приема посетителей-зрителей они возводили на городских площадях легкие постройки – балаганы. Балаганные представления устраивались для народа, и темы выбирались, понятные для самых низких слоев общества.
Возникновение придворного театра было вызвано интересом к западной культуре. Такой театр появился в Москве при царе Алексее Михайловиче. Первое представление пьесы «Артаксерксово действо» состоялось 17 октября 1672 года. Спектакли отличались большой пышностью, иногда сопровождались игрой на музыкальных инструментах и танцами. После смерти царя Алексея Михайловича придворный театр был закрыт.
Представления возродились только при Петре I. В 1702 году был создан публичный театр, рассчитанный на массовую публику. Специально для него на Красной площади в Москве было выстроено здание – «Комедиальная храмина». В репертуаре были иностранные пьесы, которые успеха у публики не имели, театр прекратил свое существование в 1706 году. Тем не менее именно в Петровскую эпоху театр становится средством просвещения широких масс, появляются первые профессиональные антрепренеры, стабилизируется актерская профессия.
С вступлением на престол императрицы Анны Иоанновны придворные спектакли возобновились.
Первый русский профессиональный театр был организован в Ярославле 7 января 1751 года Федором Волковым. Именно Федору Григорьевичу удалось окончательно закрепить в России самобытное профессиональное театральное дело, которое в дальнейшем развивали Иван Дмитриевский, Михаил Щепкин и Константин Станиславский.
Официальное существование театра в России началось с указа императрицы Елизаветы Петровны об учреждении в Санкт-Петербурге Российского театра (ныне Александринский театр) 30 августа 1756 года. Было положено начало государственной политики России в области театрального искусства.
Долгая дорога к сцене
С середины XIX века происходит активное освоение русскими людьми Дальнего Востока. Сахалин, входивший в состав Приамурского края и официально ставший с 1869 года местом ссылки и каторги, в сфере культурной жизни, безусловно, отставал. Однако проявление зачатков театральной культуры на каторжном Сахалине все же отмечалось. В своей монографии «Долгая дорога к большой сцене» авторы Александр Краев и Инга Цупенкова пишут, что культурный досуг поселенцев скрашивали вечерки, посиделки, да еще церковные праздники. Своеобразным народным театром являлось святочное ряжение, проводы Масленицы и другие традиции, уходящие корнями в глубь веков. Иногда по праздничным дням в окружных центрах устраивались народные гулянья с непременными качелями и балаганами кукольных театров, «привлекавшие массу зрителей и посетителей из всех слоев населения».
Например, в конце 90-х годов XIX века театральный балаган в селении Рыковском содержала местная лавочница Софья Блювштейн, больше известная как Сонька Золотая Ручка.
Занавес из дерюги
О каторжном театре, в котором наряду с актерами-любителями играли и бывшие профессионалы сцены, писал журналист Влас Дорошевич, посетивший Сахалин весной 1897 года. В посту Корсаковском на всех столбах и углах расклеенные афиши извещали, что «в театре Лаврова, с дозволения начальства, в неделю Святой Пасхи даются утренние и вечерние спектакли». Театр представлял собой маленький, кое-как сколоченный балаганчик, принадлежавший местному булочнику Лаврову. Стены, украшенные елочками, земляной пол сцены, отдаленной от зрителей «занавесом» из грязной дерюги. На сцене разворачивалась драматургия, рожденная тюрьмой. Плут, проказник, озорник и безобразник Петрушка, попав на каторгу, «осахалинился». Здесь он еще и отцеубийца. Это уже не веселый Петрушка свободной Руси, это – мрачный герой каторги. Далее перед зрителями разворачивается комедия «Седина в бороду, а бес в ребро» – полная юмора и правды картина поселенческого быта. «Беглый каторжник» – пьеса, сочиненная тюрьмой, созданная каторгой. Она передается от одной смены каторжных к другой. Во всякой тюрьме есть человек, знающий ее наизусть.
После Русско-японской войны 1904–1905 годов во владении России осталась только северная часть острова. С отменой каторги в 1906 году театральная жизнь Сахалина не получила какого-либо развития. Александровск опустел. Редкие приезжие театральные труппы выступали в случайно предоставленных зданиях.
В 1912 году в посту Александровском открылся Народный дом, где 28 декабря постановкой комедии Александра Островского «Волки и овцы» начал свой первый сезон кружок местных артистов-любителей.
По сообщению газеты «Вестник острова Сахалин», в конце 1918 года на сцене Народного дома жителям города Александровска был представлен пестрый и богатый репертуар из спектаклей: «Час расплаты», «Коготок увяз – всей птичке пропасть», «Бал-маскарад», «Шерлок Холмс», «Вера Мирцева».
В 1925 году над северной частью Сахалина был восстановлен суверенитет СССР, что значительно изменило уклад жизни сахалинцев. Культурная революция, на ниве которой в Советском Союзе повсеместно расцветали театры, развивались народные коллективы и создавались драмкружки, докатилась и до Сахалина.
Не секрет, что зрелищный вид искусства, наряду с кино, прессой и радио, был в то время мощным орудием пропаганды. В 1930 году окружным Советом профсоюзов в городе Александровске был организован драматический театр. Так началась история Сахалинского профессионального драмтеатра.
Автор текста Анна Исайкина