Сахалинским корейцам этот период принёс не только радостную новость об освобождении от японской власти, но и трагическую — о массовых убийствах мирного корейского населения японскими милитаристами. Страшные слухи об убийствах женщин, детей, о заживо сгоревших в своих домах, взорванных в шахтах, расстрелянных на протяжении десятилетий передавались в среде корейской диаспоры от родителей к детям.
Впервые не устную, в которой вполне обоснованно историки сомневались, а письменную форму эти рассказы приобрели в конце 1980-х — начале 1990 годов, когда известный сахалинский краевед и писатель Константин Гапоненко начал представлять читателям трагедию деревни Мидзухо — сначала в виде газетных статей в газете «Коммунист», а потом и вышедшей в 1993 году отдельной книге.
Из неё мы впервые узнали о том, как японцы, жители деревни Мидзухо (сейчас это село Пожарское в 35 километрах к юго-западу от Южно-Сахалинска. — Прим. ред.) в двадцатых числах августа 1945 года ополчились на своих односельчан-корейцев и зверски убили 27 человек.
Позже вышла книга Владимира Гриня «Разлука длиною в жизнь», где рассказывалось ещё об одном трагическим инциденте — расстреле 18 корейцев в деревне Камисиска (село Леонидово в Поронайском районе. — Прим. ред.).
Оба эти рассказа были основаны на важнейшем историческом источнике — материалах следственных дел, проведённых советскими властями в 1946 году. И Константин Гапоненко, и Владимир Гринь в силу разных обстоятельств получили ограниченный доступ к этим засекреченным материалам, которые хранятся в архиве УФСБ России по Сахалинской области.
Книги Гапоненко и Гриня имеют важнейшее значение для нашего знания о произошедших событиях. Они впервые в очень доступной форме рассказали сахалинскому обществу о трагедиях, которые до этого были всего лишь слухами, передаваемыми из уст в уста. Однако они всё же художественные, а мне, как историку, хочется сделать и следующий шаг — изучить на материале подлинных исторических источников, что именно произошло в последние дни существования японского Карафуто, восстановить по возможности все детали произошедших событий.
В 2021 году я выступила с докладом о массовых убийствах корейцев на конференции, упомянув и тот факт, что документы об этих событиях до сих пор засекречены. После этого сотрудники архива УФСБ России по Сахалинской области рассекретили и передали в областной краеведческий музей более 1000 страниц нескольких уголовных дел, включая дела убийств в Мидзухо и Камисиска, а также неизвестное нам до этого убийство в Усиро.
По большей части документы эти представляют собой допросы подозреваемых и свидетелей, которые непосредственно участвовали в убийствах либо знали о них. Подозреваемые часто лгали, запутывали следствие, могли забыть или пытались забыть важные детали.
Для того чтобы выяснить истину, необходимо провести сложное перекрёстное исследование более семи десятков протоколов допросов. При этом нужно отдать должное советским следователям — с профессиональной дотошностью они докапывались до всех возможных деталей, предоставляя нам возможность изучить их сейчас, спустя десятилетия после произошедших событий.
В силу ограниченности формата газетной статьи я расскажу о трагических событиях в Мидзухо, но не полностью, а только лишь о человеке, ставшем зачинщиком массовых убийств.
Тут стоит сделать отступление и немного рассказать об условиях, в которых происходили эти события. Части советской 16-й армии 2-го Дальневосточного фронта уже совершали Южно-Сахалинскую наступательную операцию (границу между советской и японской частями Сахалина они пересекли 11 августа), города Тоёхара (Южно-Сахалинска) они достигли 24 августа, трагедия же в деревне Мидзухо, которая находилась немного южнее областного центра, произошла 20–24 августа.
В это же время во многих поселениях женщины и дети, частично и мужчины, бежали в горы, опасаясь погибнуть от военных действий. Из деревни Мидзухо все японские женщины и дети ушли в близлежащие сопки недалеко от домов.
Главным подозреваемым советских следователей был —26-летний японец Хосокава Хироси, крестьянин деревни Мидзухо, который пользовался уважением односельчан. Судя по всему, местная молодёжь воспринимала его полувоенным лидером. Именно он принимал участие почти во всех убийствах. Однако зачинщиком был всё-таки не он.
Непосредственно перед событиями в Мидзухо прибыл Морисита Ясуо, который жил в деревне до войны и был дезертиром. Он должен был воевать в рядах японской армии, но покинул расположение воинской части, переоделся в гражданскую одежду и прибыл в Мидзухо, надеясь избежать плена. Скорее всего, он опасался того, что «неблагонадёжные» жители Мидзухо сдадут его советским войскам, когда те займут населённый пункт. Поэтому он и начал уговаривать других японцев совершить массовое убийство этих «неблагонадёжных», в которые определили всех корейцев. В качестве аргумента утверждалось также, что корейцы грабят японские дома и избивают японских женщин.
20 августа Морисита пришёл в дом к Хосокава и стал уговаривать его убить всех корейцев в деревне. Для этого он даже провёл инсценировку — сел на лошадь и заявил Хосокава и ещё одному японцу, Киосукэ Дайсукэ — что едет в полицейский участок для «уточнения», что же делать с корейцами.
Вернулся через 15–20 минут и заявил, что в полицейском участке связался по телефону с полковником Ямодзава Акира и получил от того приказ убить всех корейцев. Даже сами его соучастники, включая Хосокаву, сомневались в достоверности получения приказа, однако спорить с Морисита не стали и приступили к уничтожению корейцев.
К сожалению, у нас нет материалов допроса Морисита, как главного зачинщика массовых убийств. Согласно свидетельским показаниям, в октябре 1945 года его застрелил советский патруль в городе Маока, ныне Холмск, за сопротивление. Важнейший пласт информации, который включает и точные причины произошедших событий, и возможное отношение японских властей к ним, остаётся скрытым от нас.
Документы, переданные в архив краеведческого музея, привлекают внимание учёных и журналистов России и зарубежных стран, в том числе и Республики Корея. Общими усилиями нам удастся установить истину и донести её до самого широкого читателя. Только это является залогом того, чтобы подобные трагедии больше никогда не повторялись.