Секретные искры Майоровой

7 июня 2018, 09:32Социум
Фото:

Надо сказать, что частые депрессивные состояния – самый странный момент в биографии Елены Майоровой. По мнению знавших ее людей, они могли стать причиной смерти актрисы.

23 августа 1997 года произошел несчастный случай: на платье попала капля керосина, а потом на него упала спичка, когда актриса вышла покурить на лестницу. Огонь повредил 85 процентов ее тела. Такова официальная версия. Но твердой уверенности в причинах ее смерти нет до сих пор.

Однако сотрудников южно-сахалинского архива интересует совсем другое – сохранить память о том, насколько велик был талант Елены Майоровой.

Подлинник жизни

Мария Тихоньких вспоминает рассказ Масловой: семья Елены неохотно отдала фото в архив. Но руководитель сумела их убедить. По правилам, в архивных фондах хранятся только подлинники, копии не берут.

Сейчас у сотрудников архивного отдела есть задумка поискать сведения о Майоровой в документах школы № 4, в которой она училась, и Дворца детского творчества. Там должны сохраниться фото с постановок театрального кружка, сценарии с расписанными ролями.

Благодаря южно-сахалинскому архиву сохранились семейные фото и другие свидетельства личной жизни сахалинки Елены Майоровой, блиставшей на сцене знаменитого столичного театра

Фонд № 122

Совсем недавно артистке Елене Майоровой исполнилось бы 60 лет. В свое время, 30 лет назад, на спектакли московского МХАТа с ее участием трудно было достать билеты. Театральная биография Майоровой начиналась в Южно-Сахалинске, где она родилась 30 мая 1958 года. Здесь она окончила школу, занималась в театральном кружке южно-сахалинского Дома пионеров (сейчас – Дворец детского и юношеского творчества). Талантливой актрисы нет с нами больше 20 лет. А ее семейные фото, письма к родным из столицы в Южно-Сахалинск, на адрес проспект Мира, 192-а, сохранили сотрудники южно-сахалинского архива.

Отдельный его фонд под № 122, имеющий обозначение «Фонд личного происхождения», посвящен нашей знаменитой землячке.

И Майоровой, и ее близким запомнилось лето 1990 года – тогда МХАТ приезжал на гастроли в Южно-Сахалинск. В «Чайке» она играла Нину Заречную.

В 1994 году Майорова покорила еще одну вершину – исполнила роль Афины в восьмичасовом спектакле по пьесе Эсхила «Орестея». Постановку полюбили не только в Москве, но и в Европе, Японии. В Греции Елена Майорова за роль Афины удостоилась неофициального титула «русская Грета Гарбо».

Образы Елены

Другая ипостась была у нее на экране. В кино наша землячка появлялась в основном в образе простых, ничем не примечательных женщин: проводниц, милиционеров, матерей-одиночек. И тем, кто проживал далеко от Москвы, сложно было ее представить в роли чеховской героини. Именно потому у простых людей она вызывала симпатию – была близка, понятна, естественна.

– По воспоминаниям коллег, которые публиковались в первые годы после смерти актрисы, последние ее работы словно впитали ее все чаще проявляющиеся депрессии и неврозы, – отмечает Мария Тихоньких. – В ленте «Послушай, не идет ли дождь…» актриса сыграла предвестницу Смерти, а в сериале «На ножах» – одержимую демонами женщину-убийцу Глафиру. Параллельно она выходила на сцену МХАТа в спектакле «Тойбеле и ее демон», где ее героиня не устояла перед соблазнами демона Алханона.

Последнее ее письмо в фонде датировано 1997 годом. Годом ее смерти. В нем не было никаких намеков или предчувствий кончины.

В 1996 году Елена последний раз навестила родителей в Южно-Сахалинске. Гостила целый месяц. Став знаменитой, актриса по-прежнему приезжала в родной город, собирала одноклассников на пикники. Как говорили сверстники, в Южно-Сахалинске Лену любили все без исключения – и до поступления в ГИТИС, и после.

Первая из группы

По словам сотрудников архива, в письмах Майоровой отчетливо раскрывается личность простой южно-сахалинской девчонки, которая не побоялась трудностей и добилась своей цели – стать актрисой.

Действительно, не каждая бы решилась поехать поступать за тридевять земель от родительского дома, в многомиллионную Москву. Хотя родители были из простого сословия: отец работал на автобазе, мама – на мясокомбинате. По окончании школы сахалинка подала документы во все театральные вузы Москвы, но ни в один из них ее не приняли. Майорова решила не возвращаться домой и поступила в строительное ПТУ, чтобы получить общежитие, учиться и готовиться к следующей попытке. На вступительных экзаменах вГИТИС она приглянулась Олегу Табакову, хотя остальные члены приемной комиссии почти сразу «завернули» картавящую девушку со странным дальневосточным говором.

Уже на втором курсе Елена сумела преодолеть дефект речи – она плохо выговаривала букву «р». Зато потом первой из группы получила роль в кино (соседка в фильме «Вам и не снилось»). После окончания ГИТИСа

в 1980 году сахалинка приняла приглашение Табакова в «Современник». В 1983 году перешла во МХАТ. Это стало ее звездным часом – наша землячка была задействована во всех ведущих постановках. Ее Маша из «Трех сестер» Чехова покорила всех столичных театралов: грубая и нервная, непредсказуемая и живая, очень ранимая.

Создать его по своей инициативе решила 15 лет назад руководитель отдела Ольга Маслова.

Сейчас в нем 23 фотографии из семейного архива, письма актрисы. Еще четыре видеофильма – любительская съемка, интервью Елены Майоровой на телеканале «Культура», а также в программе «Команда-2». Плюс театральные программки спектаклей с ее участием и автографы ведущих артистов МХАТа, которые они давали Майоровой.

– Практически во всех письмах к родителям из Москвы актриса рассказывает, что ежедневно задействована в репетициях, не хватает времени на съемки в кино. Однако она счастлива в личной жизни, часто вспоминает свое детство, южно-сахалинские улицы, родных, благодарит их за все, – рассказала Мария Тихоньких, начальник архивного отдела управления делами администрации Южно-Сахалинска.– Из одного письма стало известно, что у нее были намерения сняться в ленте с голливудской звездой Тимоти Далтоном. Это был 1989 год. Тогда кино планировали снимать в Москве и Ярославле, причем отдельную версию на русском языке и отдельную – на английском. Елена языком не владела, для нее были заготовлены реплики на английском. Но фильм так и не вышел. Неизвестно, по какой причине и как он назывался.

Эту работу можно будет начать с нового учебного года.

– Родителей актрисы уже нет в живых, мы хотим найти ее сестру Ирину, – рассказала Тихоньких. – Здесь есть хорошая зацепка – областной архив: отец Майоровой работал там водителем, должно сохраниться его личное дело. В нем, возможно, появятся ниточки, которые приведут к близким людям… Все это может дополнить картину жизни нашей землячки новыми штрихами.

В школе Елена Майорова особенно любила русскую литературу, ее сочинения зачитывали перед всем классом, а стихи регулярно появлялись в школьной стенгазете.

Она снялась в 47 картинах. Первая большая ее роль в кино – фильм-катастрофа «34-й скорый». Режиссеры отмечали, что актриса всегда работала на пределе, не выходя из образа даже во время отдыха.

В 1989 году Майорова стала Заслуженной артисткой РСФСР.

Смерть актрисы стала для ее мужа, художника Сергея Шерстюка, страшным ударом. Он всего на девять месяцев пережил жену, скончавшись от рака. Перед смертью он написал серию картин, посвященных их любви – она называется «Ты и я». Супруги похоронены на Троекуровском кладбище Москвы.

Фото предоставлено архивным отделом управления делами администрации Южно-Сахалинска и из архива редакции

Авторы:Администратор Администратор