Выставочно-исследовательский проект на стыке современного искусства, кинематографа, поэзии, лингвистики, философии и антропологии, посвященный умирающим языкам, «Дом голосов» 25 марта откроется в Музее Москвы, сообщают организаторы мероприятия.
На выставке будут представлены четыре языка, два из которых распространены на Сахалине. Это нивхский (распространен на севере Сахалина и в районе бассейна реки Амгуни; общее число говорящих - 198 человек, языком владеют менее 100 человек), уйльтинский (распространен на севере Сахалина – село Вал и Поронайск, а также на японском острове Хоккайдо; общее число говорящих - 47 человек, языком владеют 8-10 человек), ижорский и водский (распространены в Кенгисеппском и Ломоносовском районах Ленинградской области; общее число говорящих – 123 и от 15 до 68 человек, языком владеют 6-20 человек).
Художники и кураторы поставили перед собой задачу - вывести разговор об исчезающих языках и народах из области лингвистики и этнографии, из архивов и краеведческих музеев в широкое культурное пространство.
Вопрос зарождения и появления языка обсуждали и ученые, и художники. Но проблема смерти языка фактически не была масштабно затронута. Выставка - художественное исследование проблемы умирающих языков, приглашение культурного сообщества к диалогу на эту тему.
Современные столичные художники, поэты, кинематографисты решили сформировать передвижную арт-резиденцию и отправиться в «обратный путь» - к носителям умирающих языков, живущим на Сахалине и в Ленинградской области (Ингерманландия), чтобы провести свое полевое исследование «наоборот». Его результаты не научные, а чувственные. «Художник порой в своей тотальной открытости другому может сказать больше, чем этнографические справочники и словари», - отмечают кураторы проекта.
Одна из основных тем выставки - невозможность непосредственной фиксации умирания языка и восприятия «языка как такового». Прежде всего, за счет преломления его в различных оптиках: беспристрастного архивиста и исследователя, художника, активиста. Представление же таких явлений как экзотических и маргинальных не представляется сегодня уместным. Вопрос стоит в «снятии» подобного взгляда на уходящие явления культуры, в новом этическом и эстетическом измерениях, где умирание и смерть языка ставят новые радикальные вопросы перед самим языком современного искусства, кинематографа, поэзии и философии.
В рамках выставки будет работать дискуссионная площадка и лекторий, где столичные художники, арт-критики, лингвисты, а также зарубежные философы и теоретики поговорят о проблемах языковой и культурной идентичности, языках малых сообществ и их преломлении в современном искусстве. Молодые художники - студенты Школы Родченко и Школы «Что делать» - попытаются ответить на вопрос, как сегодня, находясь в сердцевине культуры, говорить в искусстве о тех, чье присутствие в жизни столичного общества лишь незримо и эфемерно, как открыть в себе и в других путь к другому.
Участники выставки: художник, независимый куратор Ольга Карякина, поэт, критик, независимый куратор Галина Рымбу, художник, поэт Андрей Черкасов, поэт, кинокритик, продюсер, редакционный директор журнала «Сеанс» Константин Шавловский, композитор, импровизатор, поэт Кирилл Широков. Специальные гости лектория: поэт, филолог, эссеист Сергей Завьялов, профессор славистики в Питтсбургском университете Джонатан Бркус Платт, философ, доктор наук Йоэль Регев.