Велединский рассказал сахалинцам, как писали сценарий «Бригады»

13 марта 2018, 13:24Общество
Фото:

Известный российский сценарист и режиссер Александр Велединский раскрыл сахалинцам секреты написания «вкусного» сценария фильма. Гость прибыл на остров в составе звездной делегации на первый фестиваль телевизионных фильмов «Утро Родины», который начал работу в областном центре 8 марта.

Одна из первых работ Велединского – культовый сериал «Бригада», который вышел на экраны в 2002 году и стал одним из самых популярных в России того времени. Именно этот удачный опыт режиссер взял за основу своей лекции «В телекино самое важное - сценарий».

- На этой фразе можно закончить лекцию. Потому что это не тезис, а правда. Ни одного хорошего фильма не было снято по плохому сценарию. Но, к сожалению, по хорошему сценарию было снято очень много плохих фильмов, - начал диалог со слушателями Велединский.

Работа над сериалом о бандитизме, правде и любви «Бригада» началась еще в 1998 года с истории, которая едва умещалась на одной страничке рукописного текста. Название было таким же, но все герои, кроме Саши Белого, были под другими именами. Текст заканчивался фразой: «В конце мы их всех убьем». Этот эксиз набросал тогда еще не известный российскому миру кино сценарист Алексей Сидоров. Он принес листок Велединскому и его товарищу и коллеге Игорю Порублеву.

- Леша спросил: будем писать? Мы прочитали и тут же ответили, что будем. И начали придумывать. Сценарий всегда сначала придумывается, а уже после пишется. Мы работали над «Бригадой» два месяца – собирались каждый день в кафе, общежитии, на лавочках. Так и придумали почти все, не особо еще разбираясь в режиссерских форматах. У нас получилось 12 серий, правда, в фильме вышло 15. Тогда знать нас никто не знал, а продюсеры, услышав фамилию Сидорова, смеялись: мол, нельзя режиссера с такой фамилией выпускать. Но Леша доказал обратное. Потом случился дефолт. Денег и так не было, а тут не стало совсем. Поэтому снимать фильм начали только через несколько лет, - рассказал режиссер.

По его мнению, когда над сценарием работают несколько человек, важно распределение ролей. В их троице Велединский писал мелодраматические моменты, Сидоров – экшн, а Порублев – все остальное. Второе негласное правило: нельзя жадно любить своих героев, а ради цельности произведения – свободно жертвовать ими. Исключение составляют только главные персонажи. Так из «Бригады» исчез один значимый герой – двоюродный брат Саши Белого. Он хоть и был важным, сквозным, но его урезали «ради пользы».

- В сценарии в принципе не бывает двух героев. Он всегда один. Остальные персонажи, хоть и широкие, но должны уходить на второй план. Есть фильмы, в которых этот закон нарушен, но это большое исключение. Также нужно сразу определить для себя, в чем главная история твоего сценария, - заметил Велединский.

Вопросы слушателей из зала сводились к одному – каковы же секреты написания «вкусного» сценария? Гость отвечал коротко: надо смотреть хорошие фильмы и читать хорошие книги. Несмотря на то, что это «совершенно разные коммуникации», они зависят друг от друга. Не стоит и долго мурыжить текст – тогда его сопротивляемость переносу на экран возрастает.

На удивление собравшимся гость признался, что не любит писать. При этом заметил, что еще накануне закончил работу над очередной серией нового фильма. На этот раз он намерен экранизировать роман Захара Прилепина «Обитель» о заключенных Соловецкого лагеря особого назначения.

Авторы:Администратор Администратор