На театральном фестивале «Сахалинская рампа» 25 июня показали музыкальный спектакль «Бумбараш». Постановку на остров привез Ростовский-на-Дону молодежный академический театр. Какой она получилась, рассказывает корреспондент РИА «Сахалин-Курилы».
Спектакль режиссера Михаила Заеца (сахалинцам он знаком по «Дамскому портному») забрал сразу четыре номинации ростовского конкурса «Мельпомена-2018»: за лучшую мужскую роль (Сергей Гузенко, Бумбараш), за актерский ансамбль, за работу художника-постановщика (Николай Слободяник) и режиссерскую работу.
Сюжет «Бумбараша» знаком многим по одноименному советскому фильму с Валерием Золотухиным в главной роли, в основу которого легла неоконченная повесть Аркадия Гайдара. Пьеса положена на стихи Юлия Кима. «Шел с войны и пришел на войну», — такую лаконичную характеристику происходящему дает сам Бумбараш.
Вернувшись с Первой мировой, он застает дома удручающую картину. Мало того, что все его считали погибшим и, мягко говоря, не рады его появлению, так еще брат Гаврила стал «зеленым» повстанцем (считай бандитом), прибрал к рукам жену Бумбараша Варю и его скромное имущество. Друг Яшка примкнул к большевикам. Бывший командир остался предан прежним идеалам «За веру, за царя».
И поочередно «зеленые», «красные» и «белые» пытаются окрасить главного героя в свой цвет. У Бумбараша же планы на жизнь другие: ему нужны любовь и мир, но эта валюта на гражданской войне не в ходу.
Вместе с персонажами эту историю на сцене проживает оркестр, который играет в такт происходящему, но не вовлечен в него, и фотограф, отстранено делающий хронику мирской и военной жизни. Декорации, в основном деревянные столы и лавки, здесь максимально динамичные: в первой сцене они составляют идеальный интерьер деревенской свадьбы, через несколько минут они уже превращаются в окопы, затем становятся забором. Неизменным остается лишь фон, который при беглом осмотре кажется безобразными лохмотьями, а потом в нем отчетливо видны идеально белые рубахи и штаны — тех, кому они уже никогда не понадобятся.
В финале на опустившемся занавесе транслируются умиротворяющие кадры поля. «Кто его будет засевать, когда мы друг друга вырежем, сопьемся, скуримся?..», — объяснил свой посыл режиссер. И пацифистский тон его постановки срезонировал со взглядами публики.
«Не зря говорят: худой мир лучше доброй войны. Очень сложно выбрать, на чьей ты стороне, ведь в итоге каждый остается со своим и ни с чем», — отметила на обсуждении зрительница, выразив мнение многих из тех, кто не хотел бы оказаться на месте Бумбараша ни тогда, ни сейчас.