На очередной «Битве критиков» фестиваля «Утро Родины» под жесткий разбор попал сериал «Ненастье», повествующий о жизни афганцев в лихие девяностые. Один из участников Autodafe настаивал на убедительности и достоверности героев, а второй назвал их «компанией бухих клоунов». РИА «Сахалин-Курилы» представляет читателям короткую версию «битвы».
Режиссер: Сергей Урсуляк
В ролях: Александр Яценко, Александр Горбатов, Татьяна Лялина
Сюжет: 25 декабря 1999 года в городе Батуеве происходит ограбление инкассаторской машины, похищено свыше 145 миллионов рублей. Грабителем оказывается водитель инкассаторской машины Герман Неволин («Немец»). Вместе с деньгами он прячется в маленьком домике в заброшенной деревне Ненастье, где по просмотрам записей на своей видеокамере вспоминает все события, произошедшие с ним в Афганистане и на протяжении всех 1990-х годов.
И вновь в роли адвоката «Ненастья» выступил Егор Москвитин, признавшийся, что «любит этот сериал больше всех в прошлом году». Одна из причин — дух 90-х, пронизывающий картину. По словам Москвитина, сейчас в драматургии есть огромный спрос на девяностые. Доказательство этому — огромное количество взявших призы фильмов и сериалов на эту тему: «Бык» на «Кинотавре», комедия «90-е. Весело и громко» на фестивале «Пилот», «Хрусталь» на фестивале «Окно в Европу», фильм «Нашла коса на камень» на фестивале «Движение», фильм «Теснота» в Каннах. Все они — про 90-е годы.
— С чем это связано — не знаю. Кто-то думает, что это ностальгия, попытка создать миф о детстве. Кто-то думает, что это невроз по поводу того, что люди ожидают наступления каких-то новых девяностых, и именно этим молодым, которые сейчас снимают кино, в них жить, — улыбнулся Москвитин.
Молодой критик считает, что режиссеру удалось отразить дух 90-х, дух русского героя, запрограммированного на самоуничтожение, и создать очень колоритных героев.
— Обратите внимание, что все афганское братство, каждый из этих персонажей — это просто актер-находка. Такой убедительности и такой достоверности существования на экране в других российских сериалах прошлого года особо-то и не понаблюдаешь (может быть, «Звоните Дикаприо»), — отметил Москвитин.
Системную претензию к «Ненастью» высказал критик Денис Горелов. Он считает, что режиссер показал совсем не ту картину, что была в книге — исходном материале для сериала.
— Изначально сложился миф о том, что афганское братство — это носители и хранители национальной справедливости, защитники нации от наркотиков и страшной мафии. Иванов (автор книги — прим. ред.) рисует их настоящей реальной мафией, а Урсуляк (режиссер сериала — прим. ред.) всячески пытается вывести это представление за скобки. Чтобы было понятней: в книге, стряхнув насильника с девушки Тани, Лихолет (один из героев сериала — прим. ред.) немедленно тут же забрался на нее сам. А Тане в этот момент было 15 лет, а не 20 лет как в картине. Когда их разгоняли, майор Шебетовский ему говорил: «Ты радуйся, что тебя привлекают за организацию беспорядков, а не за растление несовершеннолетних — это плохая статья», — привел пример несостыковки критик.
При этом претензий к сценарию Горелов не высказал — он считает, что ошибки были допущены на режиссерском уровне.
— Он набирает на роли главных упырей либо очень моложавых людей, либо настоящих клоунов. Это какая-то компания бухих клоунов. Представить себе, что эта орава способна «нагнуть» миллионный город достаточно трудно. Я думаю, что магистральная задача Урсуляка — всячески их обелить. На самом деле они не жертвы девяностых, а их полноценные творцы, — охарактеризовал героев критик.
Полную версию «Битвы критиков» смотрите на видео.
Организаторы фестиваля «Утро Родины» выложили все выпуски «Битвы критиков» на Youtube.