Непростой социальный вопрос поднял известный тревел-блогер Илья Варламов, увидевший нищих у храма в Южно-Сахалинске. Он задался рядом вопросов: «А как официальная церковь относится к попрошайкам около храмов?», «Должны ли они быть верующими?» «Если они верующие, то почему церковь им не поможет сама?» и так далее. РИА «Сахалин-Курилы» получило на них ответы от представителя православной церкви.
Урбанист Илья Варламов поднял на своей странице в Instagram спорную тему просящих милостыню у церкви. Свои мысли он проиллюстрировал фотографией Воскресенского собора, который возвышается на пересечении улицы Комсомольской и Коммунистического проспекта, тем самым разрекламировав островной регион на всю Россию.
— А как официальная церковь относится к попрошайкам около храмов? Ведь это стандартная картина — просящие милостыню около церквей и монастырей люди, — пишет Варламов. — Много раз наблюдал картину, как цыгане и алкаши сражались за место около заветной калитки. Конкуренция там серьезная, на входе в храм большие деньги делают. И запомните: никогда не подавайте попрошайкам.
Изначально с вопросами, которые поднял блогер для своих подписчиков, РИА «Сахалин-Курилы» обратилось к представителям Южно-Сахалинской и Курильской епархии. Однако местные священнослужители, поразмыслив несколько дней, комментировать эту ситуацию не захотели. Поэтому мы задали вопросы председателю комиссии по семье Благовещенской епархии священнику Святославу Шевченко, который разложил нам все по полочкам.
Как официальная церковь относится к попрошайкам около храмов?
По словам отца Святослава, в церкви современные попрошайки — это настоящий бич. И верующих среди них почти нет. По его опыту, есть три категории граждан этой сферы «деятельности»:
— Вот этой третьей категории прежде всего помогает духовенство храма. Как только они получают сумму, необходимую для билета на поезд, самолет, автобус, восстановление паспорта, — им уже нет нужды стоять с протянутой рукой. С первыми двумя группами дела обстоят намного сложнее, — рассказал он. — Поскольку большинство ее представителей используют черные методы маркетинга: мнимую инвалидность, назойливость, давление на жалость и т.д. То есть они буквально не дают прохода для желающих посетить храм.
Если они верующие, то почему церковь им не поможет сама?
— Когда предлагаешь им несложную работу за пожертвование, например, дворника, они наотрез отказываются. А когда даешь им просто хлеб или булочки — могут даже выкинуть, — ответил Святослав Шевченко.
Что будет, если придет полицейский и захочет прогнать попрошаек от храма?
— Таких «дельцов» мы стараемся гонять с помощью словесных убеждений и привлечения полиции. Наш епископ даже обращался в вышестоящие инстанции — возле храмов стали патрулировать сотрудники ППС, несколько раз забирали попрошаек в участок. Но это неэффективно — спустя короткое время они появляются вновь, — поделился отец Святослав.
Принудительно вывести за церковную ограду — тоже не вариант.
— У нас был случай, когда «профессиональные» нищие подавали заявление в правоохранительные органы на «побои», которых не было. С одной стороны, на закон они плюют, с другой — обладают правовой грамотностью: прикосновение расценивают как геноцид, — рассказал он.
Нужно ли согласовывать попрошайничество с настоятелем?
— Это могут быть лишь исключительные случаи, когда человеку нужна не единовременная сумма, а постоянные пожертвования, например, на съемное жилье или хостел. Тогда старший священник обычно входит в положение и не препятствует, — поделился Святослав.
«И запомните: никогда не подавайте попрошайкам»
— Что касается совета Ильи Варламова, то хочется ответить на это: никогда не говори никогда. Иногда твоя милостыня может буквально сохранить человеку жизнь или уберечь от преступления, — подытожил священник.