Сахалинцы о Фархутдинове: губернатор заботился о появлении храмов не по обязаловке

16 апреля 2020, 14:00Общество
Фото: Установка православного креста на курильском острове Танфильева, 1997 год. Фото: Сахалинский краеведческий музей

Депутат областной Думы Виталий Гомилевский несколько лет работал у Фархутдинова заместителем. Для него символично, что 70-летний юбилей трагически погибшего губернатора в этом году выпадает на ту же неделю, что и Пасха. Поэтому ему хочется вспомнить об Игоре Фархутдинове как о человеке, который сделал очень много для возрождения православия на островах.

Церковный мотив

— Эта сторона деятельности Игоря Павловича была не так заметна, как развитие шельфовых проектов, — говорит Гомилевский. –Наверное, на островах не было бы так комфортно без храмов. Губернатор Фархутдинов заботился об их появлении не по обязаловке, не по указанию сверху. Он делал это от души, хотя не был набожным. Что называется, не крестился на иконы в углах. Просто он видел, как люди тянутся к церкви, как велика их потребность в вере.

Поэтому, когда занимал  пост мэра Южно-Сахалинска, в начале 1990-х содействовал открытию епархиального управления в бывшей гостинице обкома КПСС, на улице Ленина. Здесь тоже есть определенный символизм: ведь Ленин, как известно, задался целью уничтожить веру и церковь окончательно.

Став главой области, Фархутдинов всячески способствовал тому, чтобы храмы открывались в пустующих зданиях. Тогда Госкомсевер (структура, занимавшаяся в 1990-е годы развитием северных территорий, в том числе и Дальнего Востока.Прим. авт.) выделил деньги на развитие Курил, прозвучало пожелание построить там православную церковь. Фархутдинов активно за это взялся. Храм появился на Кунашире в 1996 году. Люди были очень благодарны главе региона.

 — Мы тогда поняли, что он стал не просто символом области. Фархутдинов стал символом того, как на дальних островах реализовалось желание россиян реанимировать основу тысячелетней России — православие. Не случайно Игорь Павлович после окончания строительства написал мне поручение: «Прошу с учетом завершения строительства храма, благоустройства, подготовить буклеты, календари с надписью: «Самый восточный островной православный храм России. Один из символов области и Курильских островов».

Удивительно, но последние дни жизни губернатора тоже непостижимым образом были связаны с церковью.

17 августа 2003 года, за три дня до отлета в роковую командировку, тогдашний епископ Даниил освящал колокольню Воскресенского кафедрального собора в Южно-Сахалинске — она появилась после реконструкции. Позвал Фархутдинова и попросил его первым ударить в колокол — в знак признания его заслуг.

Тогда, вспоминает Гомилевский, глава епархии сказал Игорю Павловичу: «Тебя услышали небеса»

А 20 августа Фархутдинов погиб вместе с другими членами своей команды на Камчатке. Не все знают, что согласие на захоронение губернатора и погибших вместе с ним людей возле Воскресенского кафедрального собора получили не сразу.

— Поначалу глава Русской православной церкви патриарх Алексий II был категорически против. Отверг просьбу епископа Даниила, — рассказывает Виталий Гомилевский. — Я после этого попросил тогдашнего полпреда в Дальневосточном федеральном округе Константина Пуликовского обратиться к Алексию еще раз. Рассказал Константину Борисовичу, сколько Фархутдинов сделал для возрождения храмов и появления новых церквей. Этот аргумент оказался решающим для патриарха.

Разрешение Пуликовского

У Фархутдинова было весомое основание не лететь в августе 2003 года на Курилы, его даже не хотели отпускать. Но глава региона настоял на своем.

Незадолго до отправления в последнюю командировку президент назначил его руководителем международных учений в заливе Анива, рассказывает Гомилевский. Главе области нужно было находиться на Сахалине. Но он хотел поехать на Северные Курилы и лично вручить там компьютерный класс — первый в самом дальнем районе области.

Поэтому Фархутдинов назначил своим заместителем на учениях вице-губернатора Сергея Подоляна. Лично уговорил Пуликовского, чтобы тот разрешил ему оставить Подоляна вместо себя и отбыть на Северные Курилы.

В ту поездку должен был отправиться и тогдашний епископ Южно-Сахалинский и Курильский Даниил. Но накануне ему пришлось изменить планы: на Сахалине намечалась конференция, организованная Русской православной церковью, понадобилось встретить кого-то из Москвы. Словом, епископу 20 августа необходимо было остаться на месте. Он позвонил Фархутдинову, но тот отключил телефон, вспоминает Гомилевский.

Поэтому Даниил приехал в аэропорт (вылет наметили на 8 утра) и сообщил, что не может лететь. Фархутдинов сказал: «Ну что ж, раз так, то будь по-твоему»

Пока они разговаривали, к самолету прибежал тогдашний начальник департамента строительства обладминистрации Николай Курта. Он думал, что опоздал, и очень обрадовался, когда увидел, что самолет не улетел…

Игорь Фархутдинов:

«Я глубоко убежден — не все религии одинаковы, правильнее сказать — не все конфессии. Особенно большое опасение у меня вызывают разные секты. Некоторые конфессии, так скажем, не всегда были с нашим народом. Другое дело, наша православная церковь, которая во все времена была с нашим народом. Мы знаем, когда основной конфессией у нас была Русская православная церковь, то даже в самые сложные годы спокойно себя чувствовали и мусульмане, и иудаисты…

Русская православная церковь всегда терпимо относилась к другим религиям. В России всегда жило много и мусульман, и иудеев, и мы ничего не знаем о крупных столкновениях на религиозной почве. Поэтому для нашей страны очень важно, чтобы Русская православная церковь занимала, если хотите, определяющую, лидирующую позицию. В этом залог того, что не повторятся у нас те же события, что и в Югославии, да и в других странах».

Авторы:ГВ Корректоры