Сахалин – регион уникальный не только с географической, исторической точки зрения, но и с ментальной. К приезжим сахалинцы относятся настороженно и принимают далеко не всех. Почему? Об этом РИА «Сахалин-Курилы» пообщалось с психологами, политологами и историками. Все как один говорят, чтобы стать своим, «не надо учить нас жить», надо учитывать сложившиеся на острове традиции и искренне заботиться о сахалинской земле.
В ряде регионов России несколько лет проводилось исследование о социальных связях. Социологи пришли к любопытному мнению, что на материке принимают приезжих более благожелательно, чем в Сахалинской области. Политолог, профессор кафедры истории и юриспруденции Амурского гуманитарно-педагогического государственного университета Григорий Говорухин отмечает важный вывод из этого исследования: общество Сахалина герметично. На острове, по его словам, замкнутые социальные связи, и когда эти отношения начинают разрываться за счет людей, приезжающих в регион с другими установками, это вызывает недовольство.
«Не учите нас жить»
«Мы не ортодоксальны, просто многие приезжают с таким ощущением, что они точно знают больше, чем я, само собой меня это начинает раздражать по-человечески, - встает на сторону сахалинцев политолог. - Любой приезжий человек должен аккуратно относиться к сложившимся социальным отношениям внутри, а люди с Запада, центральной части России, делают это с определенным пренебрежением, что это [Сахалин] глубинка. Но сейчас-то мы всё объясним и всё расскажем. Если говорить о чиновниках, то тут уже оскомину набило: человек приезжает, рассуждает о глобальных проектах, а у людей элементарно санитарные бытовые условия ужасны».
С мнением Говорухина согласен историк-краевед, исследователь русско-японских отношений Сергей Пономарев. По его словам, пренебрежение, которое имеют люди «с материка» к истории и традициям вызывает отторжение. В пример он приводит давний спор о важной для сахалинцев дате – 3 сентября. Власти, по его словам, игнорируют тот факт, что именно в этот день была поставлена окончательная точка в Великой Отечественной войне, Советская армия разгромила японских милитаристов, вернув Сахалин и Курилы в юрисдикцию России.
«Начинают инициировать маскировку 3 сентября под безликий совершенно день окончания Второй мировой войны. Это то же самое что маскировка мавзолея в день парада, - считает историк. - Мы понимаем, что воевал с Японией не только Сахалин, но и вся советская страна, а мы часть этой страны. Как мы вообще оказались здесь в 1945 году? В результате чего границы такие установлены? Именно в тот момент мы получили Курильские острова, вернули себе территории. Недооценивать это, лишать нас гордости за эту победу, это оскорбительно для сахалинцев».
Он предлагает приезжим больше знакомиться с историей региона, побывать в местных музеях, посмотреть, какие памятные места и знаковые события важны для сахалинцев.
«Нужно глубоко проникать в культурную ткань местных реалий. Понять, почему мы против того, чтобы создавать туристические кластеры на Курилах или лагуне Буссе. Попытка коммерциализировать местные ценности – она будет встречена негативно», - добавляет Пономарев.
Сахалин – место старта
Эксперты также говорят о том, что в представлении местных жителей богатый ресурсами Сахалин привлекает приезжих как источник обогащения, как старт для карьерной лестницы. Психолог, коуч, специалист по межличностным отношениям Ольга Анатольева предполагает, что на ограниченной географически территории острее чувствуется конкуренция и не всегда она в пользу сахалинцев.
«Привлекают в регион центральный персонал и не дают возможность развиваться сахалинцам. Среди моих знакомых были случаи, когда их подсиживали «люди с материка». Местные кадры не ценят», - говорит психолог. Она также отмечает, что для приезжих важны ресурсы, а далее «хоть трава не расти».
По словам Говорухина, такая теория не лишена действительности. Многие чиновники получают пост в островном регионе, но как только «чуть приподнимают голову», стремятся уехать в Санкт-Петербург или Москву на повышение, не закончив обещанные на острове проекты, при этом у местного населения остается ощущение, что «все приезжие такие».
Психолог, член Профессиональной психотерапевтической Лиги РФ и Ассоциации когнитивно-поведенческой психотерапии Ольга Локтева считает, что корни неприятия кроются глубоко в социальной психологии.
«Люди невольно делятся на группы и людей приезжих воспринимают как из другой общности. Но при ближайшем общении эти границы должны стираться, тем более если стоят общие задачи. В то же время существует, конечно же, важный момент: люди с материка приехали на Сахалин временно, а значит, по-настоящему заботы о сахалинской земле их не интересуют. Такой стереотип у жителей острова есть. Переломить его очень трудно», - отмечает Локтева.