«Виолончель — мое второе призвание»
Арина Алехина является преподавателем по классу виолончели в Детской музыкальной школе Южно-Сахалинска. По ее словам, заниматься на виолончели она начала достаточно поздно, тем не менее это не помешало островитянке полюбить этот инструмент. Сейчас она обучает детей разного возраста — как школьников от 8 лет, так и студентов колледжа. В этом году, теперь уже в качестве педагога, к Алехиной присоединился ее ученик.
«Учитывая, что все дети обычно начинают с 6-7 лет, у меня этот выбор скорее был осознанным. Когда я оканчивала музыкальную школу, мне было около 12-13 лет. Попала в ансамбль, там я долго занималась фортепиано и потихоньку приобщилась к виолончели. Безусловно, все это благодаря моему преподавателю Гречко Изабелле Георгиевне, имя которой уже достаточно известно в нашей области и уже, скажем, является достоянием нашего региона. Вот таким образом виолончель стала моим вторым призванием», — рассказала РИА «Сахалин-Курилы» музыкант Арина Алехина.
Прежде чем приступить
По мнению педагога, виолончель — весьма сложный и серьезный музыкальный инструмент. Соответственно, на данное музыкальное направление спроса меньше, чем на ту же гитару или фортепиано.
«Даже не каждый родитель понимает, что это за инструмент. Безусловно, прежде чем приступить к занятиям с виолончелью, идет большая профориентационная работа — и этим целиком занимается школа. Мы проводим концерты в детских садах, у нас есть подготовительные отделения, где мы даем возможность детям поиграть на флейте, виолончели, скрипке, чтобы они потом смогли выбрать то, что им подходит. Но, опять же, все зависит от учебного года — можно провести большую работу и не набрать ни одного ученика, а бывает так, что знакомые приводят и все складывается хорошо», — подчеркивает Арина.
Самое важное
Инструмент, как считает педагог, сложен — здесь велика вероятность сфальшивить, что недопустимо. А у детей это происходит чаще всего. Поэтому педагог обязан учесть множество факторов, начиная от физиологических характеристик ребенка и заканчивая его личными способностями и талантами.
«Я обращаю внимание прежде всего на физиологию детей, потому что есть природная предрасположенность к инструменту — например, размер рук, строение ладони, так как струны толстые и, чтобы их прижать, требуются определенные усилия. Второе, на что я обращаю внимание, — это музыкальный слух. Сыграть фальшиво на инструменте шансов очень много, потому что вариантов звучания от ноты до ноты — миллион. И третье — музыкальная память для того, чтобы учить произведения наизусть. Ну и, конечно, индивидуальность ребенка. Детям сложно понять, звучит ли это так, как надо, в сравнении с тем, что у тебя получилось. Постепенно, конечно, они растут. У меня в классе виолончелисты — одни мальчики, но есть и одна девочка. Мальчишки идут вначале слабее, но зато потом они «выстреливают», — пояснила Алехина.
«Скрипка — сердце человека, а виолончель — душа»
Как рассказывает Арина, тембр и звук инструмента наиболее близки к человеческому голосу — и этим они прекрасны. Благодаря виолончели у исполнителей есть множество способов опробовать выступления в составе ансамбля или в академических квартетах, оркестрах и соло.
«По виртуозности скрипка удобнее, потому что мельче и ближе к человеку. В виолончели больше корпус — больше расстояние. Есть такая фраза, что скрипка — сердце человека, а виолончель — душа. Я с ней абсолютно согласна и постоянно повторяю ее своим детям. Не важно, нравится ли это дело папе, маме или соседу, если тебе хорошо на душе — значит, это твой инструмент», — считает Арина Алехина.
Второе дыхание
Как отмечает Арина, порой с воспитанниками действительно бывает трудно. Но у музыкального педагога есть множество источников вдохновения, чтобы продолжать свое творчество и оставаться преданной своей профессии.
«Занятия с детьми — это тяжкий труд. Довести то, что ты хочешь, порой бывает сложно. Однако случается так, что из 10 попыток получается одна — и она же открывает второе дыхание. И ты вдруг понимаешь, что в этом ребенке что-то есть. Меня вдохновляет, что ребенок вышел на сцену и не испугался, отыграл от начала до конца, что его талант растет. Вдохновляет и творческая атмосфера, которую мы создаем сами внутри педагогических сообществ, и опять же конкурсы, фестивали, мероприятия», — заключила музыкант.