При Сахалинском областном краеведческом музее действует Институт наследия Бронислава Пилсудского, сотрудники которого занимаются изучением и популяризацией обширного наследия ученого. Они продолжают, то что было собрано и изучено им, исследуют этнографию коренных жителей Сахалина.
Все каторжное время Бронислава Пилсудского было посвящено изучению Сахалина и Дальнего Востока. Глубокий интерес к загадочным народам этого макрорегиона помогли ему собрать огромный архив, который впоследствии стал основой для научных трудов и публикаций. Это принесло ему широкую популярность и признание на долгие времена. Но, что мы знаем об одном из лучших айноведов в мире?
Бронислав Пилсудский родился 21 октября в 1866 году в литовском местечке Зюлово Виленской губернии. Будучи на первом курсе он познакомился с Александром Ульяновым, братом Ленина. Во время учебы в юридическом факультете Петербургского университета присоединился к террористической партии «Народная воля». Совершив неудачное покушение на императора Александра III, был приговорен к смертной казни, однако его заменили 15 годами каторги на Сахалине.
Такой поворот событий не только для самого Пилсудского, но и всего острова оставил незабываемый отпечаток в истории.
Здесь он трудился на раскорчевке леса, был скотником, плотником, а затем перешел на метеостанцию и в канцелярию. Как «административный работник» он пользовался большей свободой, чем остальные ссыльные.
Спустя два года он познакомился с русским ссыльным, антропологом Львом Штернбергом, который уговорил его вести «сахалинский дневник». С этого момента Бронислав начал записывать сказки, легенды и обряды местных народов.
Особенное место в исследованиях Бронислава занимает изучение языков коренных жителей Сахалина — айнов, нивхов, ороков. Он по мере возможностей старался социализировать айнов, занимался их просвещением, в частности, способствовал появлению школ для детей аборигенов в поселениях. От их имени Пилсудский часто обращался к властям и учил их, как выживать, уговорив сажать картошку, возделывать поля и заготавливать соления.
В конечном итоге он смог составить словарь, содержащий 10 тыс. слов айнов, а также собрал огромное количество сведений об обычаях, традициях народа, в том числе зафиксировав типы людей с помощью фотоаппарата или камеры.
После жизни на Сахалине в 1899 году Бронислава перевели во Владивосток, где он всецело отдался исследованиям этнографии айнов на Хоккайдо. Он стал хранителем в музее и секретарем отделения Российского географического общества. А с 1907 года он начал публиковать результаты своих трудов в академических изданиях — своей актуальности они не потеряли и по сей день.
Позже жизнь исследователя в Европе протекала не совсем удачно: бесконечные материальные трудности, отсутствие работы, сложности в личной жизни — все это сильно повлияло на него. В мае 1918 года в Париже Пилсудский неожиданно покончил с собой. Его похоронили там же. В Южно-Сахалинске ему установлен единственный в мире памятник.
Стоить отметить, что он внес значительный вклад в создание Сахалинского областного краеведческого музея. Институт был создан для углубленного изучения традиционных культурных процессов в жизни малочисленных народов Сахалина, а также для хранения и дальнейшего изучения трудов Бронислава Пилсудского.
С 1998 года институт начал издавать «Известия Института наследия Бронислава Пилсудского», призванные говорить о деятельности учреждения. Здесь можно найти различные материалы по истории, этнографии и фольклору коренных малочисленных народов Сахалина, а главная задача издания — делиться новейшими материалами из эпистолярного, научного наследия исследователя.
В настоящее время учредителями института являются министерство культуры Сахалинской области, Сахалинский областной краеведческий музей, Международный институт этнолингвистики и изучения Востока.