История диктаторов: в чем секрет популярности Тотального диктанта

9 апреля 2022, 15:56Общество
Фото: Интерфакс

В этом году Тотальный диктант проходит уже в 11 раз: его участниками стали 675 198 человек. Сама акция привлекает людей на 2 800 площадках в 2 246 городах и 123 странах. В чем секрет популярности проекта, кто такой диктатор и как получить максимальную оценку за свои знания? Sakh.online все узнал/

Присоединиться к международной акции несложно. Во-первых, это бесплатно. Во-вторых, опционально анонимно. Это значит, что указывать свое настоящее имя на листочке никто не обязан. К тому же руководит проверочной комиссией всегда профессиональный преподаватель-филолог, это правило едино для всех городов. Поэтому полученный результат будет максимально точным и даст либо повод гордиться собой, либо стимул подтягивать уровень знаний. Наконец, это просто весело, не так ли?

Как раз с последним согласна Полина Овчаренко, председатель городской экспертной комиссии Тотального диктанта в Хабаровске. В этом году она впервые за несколько лет отошла от роли организатора, однако опыта за эти годы накопила немало. 

— Полина, расскажите, как ищут авторов и диктаторов для Тотального диктанта?

— Авторов ищут организаторы Тотального диктанта. Акция зародилась на территории России, и российский штаб находится в Москве. Весь этот штаб подбирает авторов из числа популярных современных российских писателей, которые пишут художественную литературу. Текст, который представлен в диктанте, тоже художественный. И пишется специально под диктант. Для писателей, как правило, большая честь приобщиться к этой акции. Текст пишут с нуля, его нигде не публикуют до диктанта, его невозможно увидеть. Он содержится в строжайшем секрете, чтобы никто не слил его в интернет. Это точечные договоренности с современными российскими писателями.

Диктаторов городские штабы ищут самостоятельно. Как правило, это люди, которые умеют обращаться с текстом, правильно произносить его вслух. Это могут быть преподаватели русского языка и литературы, художественные чтецы, актеры театра и кино, теле- и радиоведущие. Во-первых, они должны уметь правильно интонировать текст, во-вторых, у них должны быть более-менее поставлены голоса. В этом смысле люди, которые занимаются устным воспроизведением текста каждый день — те, для кого это работа, выигрышно отличаются от педагогов по русскому языку и литературе. И, разумеется, позвать именитого диктатора на площадку — значит дополнительно привлечь внимание к акции. Поэтому к этому способу активно прибегают, и сами ведущие, актеры охотно соглашаются приобщиться к этому празднику русского языка.

— Насколько сложно было организовать такое мероприятие впервые и насколько все изменилось в последнее время? Может быть, площадки уже сами идут навстречу?

— Когда я в Хабаровске организовывала впервые, 5 лет назад, Тотальный диктант, это не составляло большого труда. Город уже был подготовлен к акции. Мне и моей коллеге пришлось тогда подхватить проект, потому что он в Хабаровске оказался брошен за 2 недели до самой акции. Мы в режиме аврала срастили 2 вуза, в которых эта акция проходила уже второй раз. Там и ректоры поддерживали акцию, и волонтеры были готовы работать на площадках. Для нас это было не трудно.

Искать новые площадки тоже оказалось несложной задачей. Например, когда мы захотели в прошлом году провести Тотальный диктант в здании аэропорта в Хабаровске, и позвонили пресс-секретарю аэропорта, то сразу получили предварительно положительный ответ. И даже восторженный, потому что она сама эту акцию знает и любит. Как правило, так обычно и бывает: если ты обращаешься на площадку, кто-то из ее руководства уже знает что-то о Тотальном диктанте и воспринимает эту идею с большим воодушевлением.

— Как вы считаете, насколько зависит результат участника от самого диктатора?

— Я думаю, что результат участника зависит от диктатора напрямую. Но не на 100%, разумеется, основной процент составляют его собственные знания о русском языке, грамотность. Кстати, хочу подчеркнуть, что Тотальный диктант — это акция не для проверки грамотности, хотя для этого она подходит, как инструмент. Но вообще Тотальный диктант не про это. Это праздник русского языка, акция, которая напоминает нам о нашей собственной любви к родному языку, к его чистоте. Не к кристальной, которую пропагандируют радикальные языковеды. А к простой, искренней, человеческой любви к русскому языку. Если ты будешь любить его, то не будешь поступаться основными его принципами.

Тотальный диктант — это возможность вспомнить, как нам было волнительно, когда мы писали диктант в школе. Как нам потом было радостно получить результат, если он оказывался лучше, чем мы думали. Как результат заставлял нас задуматься и помогал исправить ошибки, если был неудовлетворительным или средним.

Поэтому результат напрямую зависит от самого участника. Единственное, чем может помочь ему диктатор — это правильно прочитать текст, правильно интонировать. На диктаторе лежит большая ответственность. По крайней мере у нас, на площадках в Хабаровске, всегда каждый диктатор это очень четко понимал. И с большой серьезностью подходил к прочтению текста, чтобы одновременно и не подсказать интонационно, паузами места, где должны стоять запятые. Но вместе с тем произнести правильно, чтобы слушатель не додумал каких-то мест, где запятая должна стоять, а на самом деле не стоит.

— Может, были курьезные случаи в практике?

«Было несколько. Когда диктатор делал что-то не так, как должно быть, и это потом влияло на результаты. Именно поэтому, когда мы собираем все работы и садимся за проверку, мы помечаем каждый бланк, пишем, в какой аудитории этот диктант писали. Если мы видим в нескольких работах из одной аудитории одни и те же ошибки, и понимаем, что они связаны с тем, как диктатор прочел текст, мы эти ошибки не учитываем. Это правило. Потому что это та ошибка, которую участник допустил не по своей вине.

У нас бывают разные интересные описки, которые мы видим в диктантах. Когда из-за того, что диктатор недостаточно четко прочитал текст или участник недостаточно четко слышал (сидел далеко или у него есть проблемы с восприятием информации на слух, такое тоже бывает), он сочиняет слова, которых не было в тексте. Из этих слов потом создается принципиально новый текст, он выходит в открытом доступе. Разумеется, без указания источника этой описки (в этот разряд попадает слово, если оно написано правильно). То есть, если фраза с этой опиской в теории существовать может, она лексически и грамматически верная, такие ошибки не считаются ошибками.

Очень советую для примера поискать диктанты Евы Долазкиной (Е. Водоласкиной) в интернете. Такие есть почти за каждый год.