Первая премьера 92-го сезона в Чехов-центре показывает зрителям огромный диапазон изменений в человеческой психике — от легкого помешательства до полного сумасшествия. Произведение выбрали непростое — гоголевские «Записки сумасшедшего». Историю потери личности показали трое артистов — Сергей Сергеев, Анастасия Жаромская и Константин Вогачев. Главный герой актеру достался сложный — зритель должен увидеть, как простой титулярный советник превращается в испанского короля. Правда, происходит все это лишь в его голове. Исполнитель роли Аксентия Поприщина Константин Вогачев признался, что такая сложная работа ему досталась впервые.
«Очень большая нагрузка ложится именно на главного героя. Отчасти это был моноспектакль, потому что всю историю рассказывает мой герой. Своими движениями, монологами он выводит зрителя на то, что происходит у него в голове. Спасибо режиссеру, который дал мне партнеров в сложных сценах. Вообще у артиста на сцене главное — партнер. На самом деле, это моя первая такая роль. Но это хороший опыт. Я думаю, с каждым выходом на сцену я буду совершенствовать своего героя, привносить в него что-то новое, переосмысливать его», — рассказал корреспонденту Sakh.online Константин Вогачев.
Спектакль разместили в черном зале, при этом зрителей и сцену поменяли местами. Декорации созданы с таким условием, чтобы локации менялись лишь поворотом стеллажей. Герои оказываются в квартире главного героя, на его работе и в сумасшедшем доме. Действующих лиц также несколько — это не только Аксентий Поприщин, но и Софи, Мавра, Канцлер, девочка, Теплов, начальник отдела, инквизитор и врач. Эти роли поочередно «примеряют» на себе Анастасия Жаромская и Сергей Сергеев.
«Времени на подготовку спектакля было немного — мы вернулись с каникул 17 августа, а уже 30 сентября у нас премьера. Работы было много. Конечно, это было сложно — замкнутое пространство, психоделическая музыка, декорации. Мы в прямом смысле света белого не видели. Но результатом я доволен. Я считаю, что мы выложились по полной. Это была именно командная работа. На репетициях мы предлагали какие-то идеи, которые приходили в голову. Некоторые даже вошли в спектакль. Например, я обратил внимание, что смеситель на раковине похож на микрофон, который установлен на депутатскую трибуну, и предложил, чтобы герой Кости это обыграл — говорил в него. Получилось интересно, и зритель теперь это видит», — отметил Сергей Сергеев.
Спектакль поставил санкт-петербургский режиссер Роман Кочержевский. Это его первая совместная работа с Чехов-центром. Однако разговоры о сотрудничестве шли уже пять лет.
«Мне понравилась работа с труппой. Ребята очень перспективные и профессиональные. Я не видел все спектакли, но по возможности смотрел по видео, где-то советовался с руководством — они меня направляли. В конце июня я приехал, и мы провели первые репетиции — я убедился, что сделал правильный выбор. Я могу сказать точно — в Чехов-центре огромная, хорошая работоспособная команда. Они открыты к диалогу, им интересно пробовать что-то новое, они привыкли работать в разных амплуа и с различными режиссерами», — рассказал режиссер спектакля Роман Кочержевский.
Музыкальное сопровождение тоже создавалось «с нуля». Над музыкой работал композитор Федор Пшеничный. Композиция создавалась под настроение спектакля, чтобы собрать из музыки и актерской игры единое целое.
Зрителю представлены и некоторые детали подготовки спектакля — в фойе выставлены стенды с эскизами и рабочими заметками. Это позволяет в какой-то степени стать частью работы, увидеть ее изнутри.
По задумке режиссера, «Записки сумасшедшего» — это больше собственное сочинение, однако диалоги взяты именно из произведения. А вот визуальная часть — видение авторов. Здесь история перенесена в наше время. При этом, не нагружена современными деталями.
«Спектакль очень крутой. Я не ожидал, что будет так интересно. Мы с женой часто ходим в театр. И артисты в этот раз открылись для нас по-новому. Я под огромным впечатлением. Браво! Это было нереально. Так сыграть сумасшедшего! Я поверил, честно», — поделился впечатлениями южносахалинец Олег Прилуцкий.
Второй премьерный показ пройдет 1 октября. Спектакль будет доступен зрителям в течение всего театрального сезона.