1. Происхождение Деда Мороза
Как оказалось, происхождение Деда Мороза неясно. Приблизительно в середине XIX века русские писатели придумали Мороза Ивановича — хозяина зимы. В литературе дети проходили различные испытания и проверки дедушки, после чего получали награду. Тот Мороз не был связан с Новым годом.
Во второй половине XIX века в России начинают украшать елки на Рождество. Традицию переняли у немцев. Уже в то время под елку ставили фигурки Мороза Ивановича, как главного символа зимы.
Тот Дед Мороз, которого мы знаем сейчас, появился в середине 1930-х годов. В 1937 году в России состоялась новогодняя елка в Доме Союзов в Москве. К детям пришли Дед Мороз и Снегурочка, которые поздравили детей и подарили подарки.
2. Дед Мороз и русские писатели
Русские литераторы в XIX веке создали образ седого старика, который управляет пургой и метелью. Впервые герой появляется в 1841 году в сказке Владимира Одоевского «Мороз Иванович». В основании сюжета лежит русский народный фольклор, однако писатель убирает из истории жестокость и добавляет назидательность.
Следом, в 1856 году в сборнике русских народных сказок Александр Афанасьев публикует сказку Морозко также основанную на русском народном творчестве. В 1863 году еще один русский классик Николай Некрасов написал поэму «Мороз Красный Нос», но у поэта герой более мрачный и жестокий. Так, образ знакомого всем нам Деда Мороза содержит в себе черты каждого литературного героя.
3. Дед Мороз — языческий бог
С приходом власти большевики активно распространяли идею, что Дед Мороз — языческий бог. Как известно, новое правительство боролось с суевериями и празднования Нового года и Рождества не вписывались в новую идеологию. Все прежние устои активно разоблачались и искоренялись, в том числе и Дед Мороз, который стал пережитком прошлого. Большевики утверждали, что герой был «духом елки», которому приносили жертвы, которых вешали на ветвях деревьев. Так, фигурка Деда Мороза на елке — память о язычестве.
Однако в XVIII–XIX веках не было никаких упоминаний о подобном герое. Не было и божества холода, снега или зимы. Впервые персонаж появился в сказке Морозко в XIX веке.
В то же время у крестьян была традиция праздновать Святки — дни после Рождества, когда соприкасаются реальный и потусторонние миры. В это время люди веселились, играли в игры и переодевались в чертов и ведьм. Было принято приглашать и угощать покойных предков для будущего благополучия семьи. Предлагая еду дедам говорили: «пан Мороз или Мороз Васильевич».
Стоит отметить, что никто не дарил подарки детям, а наоборот оставляли Морозу. Как и во время Святок, желание встретиться с чем-то высшим или потусторонним все еще сохранилось в праздновании Нового года.
4. Украшение елки
Деревья всегда были неотъемлемой частью всевозможных титулов в разных культурах и народах. Кельты украшали дома вечнозеленой омелой, когда дни становились длиннее ночи. И по сей день в Англии чтят традицию и считают, что встретив под веткой девушку, ее можно поцеловать. Существуют легенды, что у кельтов и германцев в день солнцестояния на деревьях расцветали цветы, как символ нового года. С XV века дерево, которое расцветает до 25 декабря, воспринимали, как символ рождения Христа.
Украшение ели впервые упоминается в 1605 году. Дети читали библию и получали подарки. Во времена расцвета протестантизма немцы стали зажигать свечи на елках, чтобы приблизиться к Богу. По одной из легенд зажженную елку подарил ангел, по другой — Мартин Лютер. В 1699 году после путешествия по Европе Петр Первый вдохновился традицией и приказал подданным праздновать наступление нового года 1 января и украшать дома еловыми ветками. После смерти Петра празднование прекратилось.
В середине XIX века в Европе и Америке повсеместно стали ставить елки и украшать дома. В 1840 году королева Виктория вышла замуж за немца принца Альберта, который решил сделать сюрприз жене в преддверии Рождества и подарил ей ель. Так, подданые переняли идею и деревья стали появляться повсеместно.
5. Дед Мороз или Санта Клаус
В скандинавских странах было принято 6 декабря праздновать День святого Николая Мирликийского. Празднование со временем объединилось с Рождеством. Малыши писали письма покровителю детей и оставляли их в трубах каминов или в башмаках.
Позже голландцы переезжали в Америку и увозили с собой легенду о святом Николае, которого называли «Sinterklaas» или святой Клаус. Так, в США и Канаде в середине XIX появляется Санта Клаус и красные носки, которые вешали на каминах, куда позже клали подарки.
В это же время в России появился свой Дед Мороз. Так, постепенно оба персонажа влияли и дополняли легенды друг друга.
6. Кто такая снегурочка?
Александр Афанасьев исследовал русское нарочное творчество и однажды обнаружил сказку о паре, к которой не было детей, после чего они сделали себе дочку из снега и назвали Снегурка. Печальная история запомнилась многим читателям, которые продолжили рассказывать своим детям трагический сюжет.
В 1837 году драматург Александр Островский написал пьесу «Снегурочка» о Морозе и его жене Весне, у которых родилась дочь Снегурочка. Бог Ярило взбесился из-за столь дерзкого поступка и решил убить девочку.
Позже Николай Римский-Корсаков написал известную оперу. Снегурочка стала все чаще появляться в детских сказках, стихах и рассказах. В тот же период стала популярна история, где дети находят в сугробе девочку, которую зовут в дом и пытаются всеми силами согреть. Так Снегурочка, как и Дед Мороз, становится неотъемлемой частью русской литературы.
Впервые героев объединили в 1937 году, когда состоялась первая советская елка. Снегурочка стала школьницей, чтобы быть ближе к детям, а Мороз стал ее дедушкой.
Ранее Sakh.online рассказал, что почитать в преддверии зимы детям и взрослым. В материале редакции есть истории как русских, так и зарубежных классиков.