Морские пейзажи русских и европейских художников XVII–XX веков привезли на Сахалин

12 января 2023, 09:50Общество
Фото: ПРЕДОСТАВЛЕНО САХАЛИНСКИМ ОБЛАСТНЫМ ХУДОЖЕСТВЕННЫМ МУЗЕЕМ

В областном художественном музее в декабре открыли выставку морского пейзажа из Дальневосточного художественного музея.

На выставке «Морская месса» содержится весь «набор» атрибутов, передающих изменчивость моря и его непостоянство. И в зимние выходные сахалинцы тоже могут поехать на море — в музей.

Кругом вода.

На омываемом морями Сахалине такая тема всегда актуальна. Названием экспозиции «Морская месса» словно хотели ещё раз подчерк-нуть почитание моря островитянами.

На полотнах отечественных и зарубежных авторов XVII–XX веков, представленных в зале Сахалинского областного художественного музея, море предстаёт и умиротворённо-спокойным, и бушующим. Архип Куинджи, Жан Балешу, Морис Бакуа, Лев Лагорио, Альберт Бенуа, Бонавентура Петерс, Алексей Боголюбов и другие именитые художники по-разному передали свои впечатления от созерцания волн, штормов и кораблей.

В живописи такое называют маринистикой. Первоначально марина (в переводе с латинского «морская») прославляла суда и битвы. Далее художники увлек-лись самим морем и изображали его изменчивость.

Родиной морского пейзажа считается Голландия XVII века, где мастера стали использовать новую живописную технику — световоздушную перспективу, наполняя произведения пространством и воздухом.

Одно из самых старинных полотен выставки — «Буря» (1634–1652) фламандца Бонавентуры Петерса. Корабли этого выдающегося художника-мариниста эпохи барокко впервые «зашли в гавань» сахалинского музея.

Известный фламандский живописец и гравёр учился у своего отца. Имел с братом общую мастерскую. Произведения художника представлены в музейных собраниях Лондона, Берлина, Вены, Парижа, Санкт-Петербурга (Государственный Эрмитаж).

Внушительные габариты.

Русский морской пейзаж расцвёл в XIX веке, но имел свои особенности.

— Жанр марины не получил в России такого развития, как в европейском искусстве. Были единичные художники. Конечно, главная здесь фигура — Иван Айвазовский, и мы хотели привезти его картины на Сахалин, но из-за масштаба они просто не прошли по габаритам грузовых перевозок, — рассказала заведующая отделом отечественного искусства Дальневосточного художественного музея Ольга Коновалова. — Помимо Айвазовского существует целая плеяда прекрасных маринистов, среди которых ключевыми фигурами жанра являются Архип Куинджи и Алексей Боголюбов.

Таинственный лунный свет.

Алексей Боголюбов — русский маринист, морской офицер. В своём творчестве он почти полностью осветил историю военно-морского флота России. Для художника корабли и морские виды всегда были источником вдохновения. Картина «Шторм на море» (1870), представленная на выставке, — это мощь бушующих волн и сильный ветер.

— Шторм, буря дают художнику больше возможностей для того, чтобы передать движение воды и эмоции. Конечно, это более эффектно смотрится, нежели штиль и вода в статичном состоянии, — отмечает Ольга Коновалова.

Архипа Куинджи, продолжателя традиций Ивана Айвазовского, называли «художником света» за его светотеневые контрасты и лунные ночи.

Его можно назвать человеком, который «сделал себя сам». Мальчик, оставшийся в трёхлетнем возрасте сиротой, не получивший никакого систематического образования, рано начавший самостоятельную трудовую жизнь. В 28 лет он с третьей попытки поступил в Академию художеств. Куинджи довольно быстро завоевал славу главного русского пейзажиста.

Творчество мастера окутано тайнами: ещё при жизни его подозревали в использовании экзотических перламутровых красок и упрекали в скрытой подсветке картин. Людям и сейчас сложно понять, как от полотна, написанного маслом, может исходить такое мистическое сияние.

В работе «Лов рыбы на Чёрном море» (1900) струящуюся по тихой глади воды лунную дорожку можно созерцать часами, как и многие другие «живые» пейзажи Куинджи.

— Архип Куинджи стал первым, кто написал лунную дорожку. Никто до него не достигал такой красоты холодного света на фоне тёмной ночи — даже Айвазовский это делал уже после Куинджи. Перед нами тональная живопись. Изобразить миллион тёмных оттенков — это признак высокого мастерства, — пояснила Ольга Коновалова.

На выставке «Морская месса» содержится весь «набор» атрибутов, передающих изменчивость моря и его непостоянство. И в зимние выходные сахалинцы тоже могут поехать на море — в музей.