С начала 1990-х годов интернет обрел широкое распространение по всему миру. Развитие массовой культуры, технологий, скорость передачи данных — все это обрело новые, ранее невиданные масштабы. Люди столкнулись с новой реальностью, которая нашла отражение во всех сферах жизни.
Еще в 2020 году, по данным исследовательской компании Mediascope, доля российских интернет-пользователей в возрасте от 12 до 24 лет приблизилась к 100% и составила 97,1%. В настоящее время нет единого подхода в изучении интернет-аддикции и киберзависимости, однако ученые и исследователи по всему миру продолжают рассматривать процессы влияния виртуального мира на жизнь современных детей и подростков.
Впервые изучать зависимость от интернета начали клинический психолог Кимберли Янг и психиатр Иван Голдберг. Именно они предложили термин «интернет зависимость», и впервые начали изучение влияния всемирной сети и компьютера на различные сферы жизни человека, в том числе учебную, социальную и даже финансовую.
Сегодня мнения людей делятся на два противоположных. Одни считают, что интернет лишь вредит, в то время как другие признают очевидные положительные аспекты повсеместной цифровизации. Тем не менее, привлекательность онлайн-пространства очевидна: интернет создал целый мир, параллельный реальному. Сейчас с помощью компьютера или телефона можно получать образование, работать, находить друзей, получать консультации врачей и специалистов. Интернет дает возможность стать тем, кем ты не являешься на самом деле. Современные технологии виртуальной реальности и вовсе предлагают полное погружение в вымышленный мир с помощью непосредственного воздействия на различные органы чувств.
В 2008 году Китай официально признал интернет-зависимость болезнью. В стране появились первые клиники для лечения подростков. Постепенно аналогичные лечебные заведения открыли в США, Финляндии и других странах. В 2022 году Всемирная организация здравоохранения признала зависимость от онлайн-видеоигр болезнью и внесла ее в официальный перечень Международной классификации болезней (МКБ-11). В то же время, в России документ еще не вступил в законное действие, в связи с чем игровое расстройство не считается диагнозом.
Интересно, что в Европе и Азии отмечают различия в отношении к видеоиграм. В Китае и Тайване произошел ряд вопиющих случаев, когда игрок совершил убийство сразу после онлайн-продажи игрового снаряжения, у другого парня остановилось сердце в ходе трехдневного марафона, еще одного мужчину увезли в больницу с парезом конечностей после 20-ти часов непрерывной игры. Как показывают исследования, в Европе и США уровень игровой зависимости значительно ниже. Эксперты связывают это с социокультурными особенностями, а также с региональными и даже природными аспектами.
Как рассказал врач-психиатр Сахалинской областной психиатрической больницы, считать зависимость от видеоигр болезнью можно только в том случае, если увлечение негативно влияет на другие сферы жизни. Специалисты не пришли к единому мнению по поводу киберзависимости, из-за чего возникла проблема стигматизации геймеров и киберспорта.
«Отдельной болезни, такой как интернет зависимость, нет. В МКБ-11, который недавно приняла всемирная организация здравоохранения, появилась игровая зависимость, как более частный пример. Что интернет, что видеоигры — это самый популярный досуг в мире, какой только можно придумать. Если посмотреть на большинство людей, особо проблем ни у кого нет ни с социальным взаимодействием, ни с учебой, ни с работой. Но, действительно, бывают случаи, когда чрезмерное патологическое влечение к интернету, к социальным сетям, к видеоиграм приводит к проблемам. В этом случае можно говорить о психическом расстройстве, но в врачебном сообществе нет единого мнения по данному вопросу. В своих исследованиях эксперты ставят знак равенства между психоактивными веществами и видеоиграми, просто заменив „героин“ на „интернет“, из-за чего возникает целый ряд сложностей с проведением качественной оценки состояния обратившегося за помощью пациента», — отметил в беседе с Sakh.online Владислав Тимофеев.
На данный момент среди основных критериев, которые выделили эксперты, можно обозначить следующие девять признаков зависимости от видеоигр:
Стоит отметить, что постановка диагноза «игровое расстройство» может быть только вследствие продолжительного соответствия (не менее 12 месяцев) по пяти из девяти перечисленным выше признакам.
Ко всему прочему, на данный момент диагностика зависимости от онлайн-игр схожа с исследованием злоупотребления запрещенными наркотическими веществами. Как отмечают медики, компьютерные игры часто используют в качестве антистресса или способа ненадолго отвлечься от ежедневной рутины, что также свойственно для употребления психоактивных веществ. Так, существует вероятность патологизации хобби, которое вовсе не несет вреда.
Сегодня видеоигры и виртуальную реальность используют в физической реабилитации, диагностике и лечении психических заболеваний и аддитивных расстройств. В образовательной сфере также задействуют VR-технологии, благодаря которым подростки могут разносторонне развить свои творческие способности, а также навыки социального взаимодействия. Дети, которые играют в видеоигры более любопытны, стрессоустойчивы и используют нестандартные методы решения логических задач.
Ко всему прочему, на сегодняшний день не существует общепризнанных методов лечения зависимости от интернет среды. Вследствие схожести с патологическим употреблением наркотических веществ, специалисты используют схожие схемы по работе с аддикцией от виртуального мира, куда входит психотерапия, а также медикаментозное и комплексное лечение. В рамках психотерапии положительные результаты показала когнитивно-поведенческая терапия (КПТ), куда входит индивидуальные и групповые встречи. Стоит отметить, что оба метода крайне продолжительны и займут не менее полугода. В ходе бесед пациентам удается не только понять причины возникновения аддикции, но и открыто, в безопасной, среде обсудить страхи и проблемы, с которыми приходится бороться ежедневно. Что касается фармакологического лечения, в лечении игровой зависимости применяют те же медикаменты, что и от психотропных веществ, в связи со схожими нейробиологическими процессами в организме.
Врач-психиатр также добавил, что в тех случаях, когда пациенты обращаются с проблемами, связанными с виртуальной средой, зачастую есть и другие психические заболевания, которые являются более первостепенными.
«Мы смотрим на интернет-аддикцию не как на отдельное заболевание, а как на частный случай других психических заболеваний. Реально помогают методы лечения, которые используются в лечение тревожно-депрессивных и обсессивно-компульсивных расстройств, то есть это психотерапия и психофармакотерапия. Пациенты, страдающие ОКР, которые имели еще и игровую зависимость, получали лечение основного психического расстройства, вследствие чего у них сокращались симптомы обоих заболеваний. Те же препараты, что снимают тягу к курению, что так же показали свою эффективность в работе с данной проблемой. Возможно, некая тождественность между аддукциями должна быть, но на сегодняшний день данных слишком мало», — рассказал специалист областной больницы.
Специалист островного профильного медучреждения подчеркнул, что в случае возникновения проблем у детей, родителям важно незамедлительно обратиться к детскому врачу-психиатру, который разработает индивидуальный план лечения и, в случае необходимости, назначит необходимые медикаменты. Врач также порекомендовал обратить внимание также на следующие аспекты в поведении детей, чтобы оценить необходимость обращения к специалистам:
«Смотрим на что-то сопутствующее, когда патологическое влечение мешает социальному функционированию: страдает учеба, общение, а других увлечений больше нет, нарушение поведения, конфликты, оппозиционность по отношению к родителям, увеличение времени в игре. Зачастую зависимость от игр идет в совокупности с другими психическими заболеваниями и тогда лечить надо в первую очередь основную проблему. Основное решение — это воспитание. Сокращение времени, родительский контроль — все это слабое работает. Помогает, конечно, но должно быть использовано в сочетании с профессиональной помощью врача психотерапевта. В первую очередь, родители должны пойти на прием к детскому специалисту, который назначит медикаментозную и психотерапевтическую помощь, а также работу с педагогами. В нашем детском отделении даже есть приходящие преподаватели, чтобы дети не выходили из учебного процесса», — добавил Владислав Тимофеев.
Ко всему прочему, врач также подчеркнул, что у детей, как и у взрослых, зависимость от виртуального мира зачастую идет в сопровождении какого-то основного расстройства. Зачастую это синдром дефицита внимания и гиперактивность.
«Если мы говорим о детях, чаще всего это синдром дефицита внимания и гиперактивность, которые характеризуются невнимательностью, гиперкинезом и повышенной импульсивностью. Считается, что расстройство характерно для детского возраста, однако есть случаи, когда диагноз ставят и взрослым. В данном случае, применяют медикаментозное лечение. Когда мы говорим про СДВГ, влечение к гаджетам — это уже что-то сопутствующее. Многие дети страдают дефицитом внимания, однако большинство перерастает это к подростковому периоду. У нас в больнице таких детей довольно много», — рассказал специалист.
Есть исследования, которые показывают, что к интернет зависимостям больше склонны девочки, однако, как отметил врач-психиатр, выводы сделаны лишь на основе того, что девочки реже получают лечение от СДВГ. В свою очередь, мальчики более ярко-выражено демонстрируют признаки гиперактивности, в связи с чем попадают в поле зрения специалистов.
Сегодня интернет-аддикции являются важной темой не только среди врачей, но и для большинства жителей планеты. Специалисты продолжают заниматься влиянием виртуальной реальности не только на взрослых, но и на детей, которые уже с рождения подвержены сильному влиянию гаджетов. Несмотря на очевидные негативные последствия цифровизации, вопрос является крайне перспективным среди мирового сообщества.