Поэтесса и прозаик Марина Цветаева — знаковое имя в российской литературе. Свои первые стихи она написала в 6 лет на французском языке. Вместе с родителями и семьей она много лет провела за границей и, помимо языка Вольтера, в совершенстве владела и немецким. У нее была бурная личная и творческая жизнь. Любовные треугольники наложились на революцию, гражданскую войну, болезни маленькой дочери и смерть от голода, эмиграцию, вынужденное возвращение на родину. Старшая дочь была арестована. Сама Марина Ивановна не могла устроиться даже судомойкой в дом литераторов во время эвакуации 1941 года. Из жизни она ушла трагически.
Потомкам поэтесса оставила множество прекрасных стихов. В «Поэму конца» она вложила страсть и горечь расставания с возлюбленным. При этом они оба были не свободны: у нее муж, у него невеста. Марина Ивановна даже помогала выбирать сопернице свадебное платье — накал отношений, достойный библейского сюжета.
Солистка спектакля Елена Троян считает, что в ходе работы над произведением открыла другую Цветаеву.
«Ее творчество не только одна драматургия: страсть, слезы, агония. Человек, который придет на этот спектакль, поймет, насколько много доброй, теплой, искренней любви в этом человеке», — отметила Елена Троян.
По мнению режиссера и хореографа-постановщика Маргариты Красных, тема любви особенно важна в наше тревожное время.
«Я обратила внимание на «Поэму конца» после того, как прочитала переписку Марины Цветаевой. Взаимоотношения мужчины и женщины — это вечная тема, — сказала Маргарита Красных.
Режиссер совместно с композитором решали непростую задачу — поиск нового театрального языка. Авторы соединили хореографию с живым звуком, чего, по их словам, ранее на острове не было, и попытались выйти за рамки мюзикла.
Музыкальный руководитель, композитор Федор Сенчуков отметил: творческая группа попыталась добавить в спектакль, помимо развлекательной части, еще и интеллектуальную нагрузку. Кроме того, постановщики надеялись выразить мысли, заложенные Цветаевой, с помощью музыки. Выход нашелся в гармоничном сочетании джаза, танго и танца.
Федор Сенчуков надеется, что песни спектакля будут исполнять и в других форматах, а также планирует выпустить виниловую пластинку. Подобный опыт в их совместном с Маргаритой Красных творчестве уже был.
В постановке принимают участие несколько коллективов филармонии разных жанров: театр танца «Диалог», группа «Джаз Тайм», музыканты ансамбля «Ковер-Бэнд», камерный хор EL CANTO. Также свой вклад в постановку внесли руководитель камерного ансамбля «Дивертисмент» Александр Лопатин, солисты Павел Венцковский и Елена Троян.