Сегодня, 12 апреля, в форуме «Профилактика и противодействие кибермошенничеству» участие приняли более 50 руководителей правоохранительных органов, губернаторы субъектов Дальнего Востока, представители Росфинмониторинга, Центробанка России, Лаборатория Касперского, компания «Мегафон» и другие финансовые организации, работающие в сфере информационной безопасности. Главной темой форума стала борьба с кибермошенничеством и социальная инженерия.
Так, открывая пленарную часть форума, заместитель Генерального прокурора России Дмитрий Демешин рассказал о киберпреступлениях. По его словам, телефонное и интернет- мошенничество приобрело в России практически глобальные масштабы. Злоумышленники звонят потенциальным жертвам и представляются правоохранительными органами, сотрудниками банков и других ведомств. Прежде всего в группе риска оказываются пожилые граждане, которые без всяких сомнений раскрывают свои персональные данные. Генпрокурор РФ отметил, что на территории Дальневосточного федерального округа каждый год регистрируют порядка 30 тысяч преступных посягательств. Наибольшее количество подобных деяний зарегистрировали в Приморском крае — около 7 тысяч преступлений, и в Хабаровском крае — 5 тысяч преступлений. Значительное их количество, а это порядка 3,4 — 3,7 тысячи преступлений, зафиксировали в Забайкальском крае, Республике Бурятии и Амурской области. В Сахалинской области — 1,7 тысячи, в Камчатском крае — 1,4 тысячи, в Магаданской области — 693, в Еврейской автономной области — 552, в Чукотском автономном округе — 213 преступлений. В Республике Саха (Якутия) совершено примерно 2,8 тысячи преступных деяний.
«Используя новые технические решения в преступных целях и применяя различные механизмы психологического воздействия, правонарушители обогащаются за счет слабозащищенных категорий граждан, особенно пожилого возраста, не владеющих в совершенстве навыками пользования современными гаджетами. И нередко доверяют с трудом накопленные денежные средства посторонним под предлогом надуманных проблем. Выработка действенных механизмов противодействия дистанционному мошенничеству требует комплексного подхода», — сказал Дмитрий Демешин.
Помимо этого, участники форума обсудили стратегию управления киберрисками, тематику противодействия телефонным и интернет-мошенничествам, а представители финансовой отрасли поделились опытом и аудитом информационной безопасности и страхования киберрисков. Особое внимание уделили фактическим вопросам по повышению уровня финансовой грамотности населения и взаимодействие организаций финансовой сферы с правоохранительными органами.
В настоящее время обеспечение кибербезопасности является приоритетной задачей для государства, бизнеса и общества. На передовой в борьбе с киберпреступниками находятся правоохранительные органы и финансовые организации. По словам председателя дальневосточного отделения Сбербанка Андрея Черкашина, сотни колл-центров с тысячами мошенников непрерывно обзванивают клиентов банков с целью хищения денежных средств со счетов. Сегодня Сбер является одной из крупнейших и наиболее развитых компаний в России. Финансовый сектор сделал многое для противодействия мошенничеству — ликвидировали большое количество мошеннических колл-центров, которые находились в местах лишения свободы. Помимо этого, специалисты провели больше 1 000 мероприятий по повышению уровня киберграмотности людей. Также усовершенствовали механизмы противодействия мошенничеству банков и операторов мобильной связи, в том числе на основе технологий искусственного интеллекта, которые позволяют пресекать большинство подозрительных переводов в режиме реального времени.
«Благодаря принятым мерам телефонное мошенничество в отношении клиентов Сбера сократилось в 15-20 раз, мы также спасли от хищений более 173 млрд рублей, принадлежащих нашим клиентам. Однако объем мошенничества в целом по стране в 2022 году вырос на 40%. Это означает, что преступники переключились с клиентов Сбера на клиентов других финансовых организаций. Поэтому нам нужно активнее объединять усилия со всеми заинтересованными сторонами и, конечно, правоохранителями», — сказал Андрей Черкашин.
Примечательно и то, что осенью 2022 года служба кибербезопасности Сбера зафиксировала более 90% звонков от мошенников с территории Украины.
«Это целая индустрия, действует специальная система подготовки кадров, обучение и снабжение, техническая реализация многих киберсхем идет через шлюзы, сим-карты и дроп-сервисы. Сейчас эта работа организована „под ключ“», — рассказал Черкашин.
Проблема кибермошенничества является очень острой и социально значимой темой. Для укрепления кибербезопасности усиливают координацию работы правоохранительных органов, государственных ведомств и регуляторов. Технологии развиваются очень стремительно, возникают новые риски, на которые государство оперативно реагирует. Участники форума выразили единую позицию об актуальности и важности работы по повышению правовой грамотности граждан в противостоянии кибермошенникам. В качестве положительной практики такой работы участники форума привели в пример онлайн-ресурс Сбера «Кибрарий», который поможет не только узнать о киберугрозах, но и защитить свои финансы и личные данные.
Ранее в Сбере приняли решение создать программу борьбы с дропами. Так, для эффективной борьбы с телефонным мошенничеством необходимо объединить усилия всех сторон, использовать новейшие технологии и усовершенствовать законодательство.