— Александр Всеволодович, расскажите о сотрудничестве Государственного музея Востока с музеями России и Сахалинским областным художественным музеем.
— Наше сотрудничество с Сахалинским областным художественным музеем началось несколько лет назад. В 2018 году мы привезли сюда первую выставку «Заварные чайники». У вас была очень изящная выставка, где мы показывали, что такое чайник на Востоке, начиная от узбекских чайников, до кумгана, азиатские — до японских, корейских, китайских чайников.
— А сейчас вы какую выставку привезли?
— Мы привезли выставку «Украшения Афганистана и Пакистана», где представлены не только украшения, но и другие художественные промыслы. Это очень необычный регион Центральной Азии (Афганистан и часть Пакистана), который всегда был на опережении многих тысяч и сотен лет истории. Был таким котлом, где всегда шли какие-то миграции. Одни народы сменяли другие, одни племена приходили, другие уходили. И сложились своеобразные мультикультурные единства. Интересно показать их художественные традиции.
— Насколько близок вам Восток?
— Я вообще по образованию археолог. И я, будучи студентом, начинал с раскопок в Южной Сибири и Хакасии. Моим профессором тогда был Леонид Романович Кызласов, столетие которого исполняется в будущем году. После окончания университета я был принят на работу в институт востоковедения. И там уже продолжил изучение уже не Сибири, а южнее — Средней Азии. Моя кандидатская диссертация была по кушанской эпохе. С 1983 года я работаю и продолжаю работать в Южной Аравии.
— Трудно ли руководить музеем, в коллекции которого представлено столько мультикультур?
— Сложнее строить взаимоотношения с людьми, с сотрудниками и пытаться соблюдать баланс. У нас коллекции музея, они распределены в основном по региональному признаку, поэтому люди, занимающиеся историей, культурой, искусством Китая, говорят, что коллекции Китая лучшие, то, соответственно, те, кто хранят японские коллекции, говорят, что это не так — японские самые лучшие. Потом вступают в разговор те, кто хранят коллекции Средней Азии.
— Расскажите, пожалуйста, о перспективах сотрудничества вашего музея с нашим областным художественным?
— Я подчеркну — это уже третья по счету выставка. Мы готовы продолжать это сотрудничество. У нас есть разнообразные коллекции и большие, и маленькие из всевозможных регионов. Два дня назад в Москве выставка конголеской современной живописи прошла. Очень радостная, красивая выставка. Мы готовы ее при необходимости и при желании сахалинского музея привезти сюда. Я думаю, что сахалинцам будет интересно увидеть работы конголеских художников. Конго и Сахалин достаточно разделенные между собой две точки вселенной. Посмотреть, как живут и творят люди в других местах, на мой взгляд, будет интересно.
— Как вам Сахалин?
— Я меньше суток еще на Сахалине. Первый раз я был в 2018 году. И я был здесь полтора дня. Те воспоминания уже несколько стерты. То, что удалось посмотреть вчера, потрясло. В первый раз я увидел Охотское море, лебедей на Охотском море. Замечательный, симпатичный город.