Подробнее о проекте «История русской святости. Памятники XVI — начала XX века из собраний музея имени Андрея Рублева» нам рассказала главный хранитель учреждения, куратор выставки Оксана Смирнова.
— Оксана Викторовна, здравствуйте!
— Здравствуйте!
— Экспозицию привезли из Новосибирска. Расскажите подробнее о выставочном проекте.
— Этот проект готовился, вы правильно сказали, для Новосибирска. Текущий год для Новосибирска юбилейный, 130 лет со дня основания этого города. И администрация города, области просили подготовить какой-то проект, который бы был таким значительным событием культурной жизни города. И нам показалось важным сейчас, в наше время поговорить о русских святых. То есть о людях, которые жили в нашей стране. Это не какие-то сказочные персонажи, это люди из нашего Отечества. И прожили свою жизнь таким образом, что были причислены к лику святых, которых вспоминают, помнят до сих пор. Проект хотелось сделать масштабным. Мы показывали подобные выставки. Но впервые это столь масштабно. Более 120 произведений. Начиная от Древней Руси и заканчивая началом ХХ века. Особенно подробно мы поговорили о двух наиболее значимых святых для каждого русского человека. О Сергее Радонежском и Серафиме Саровском. Им посвящены отделы выставки. Когда проект был уже сделан, уже открыт в Новосибирске, поступило предложение из вашего региона — насколько я знаю, благодаря губернатору области, при поддержке министерства культуры региона — привезти выставку и сюда. Нам это показалось очень важным и интересным. Мы впервые показываем свою коллекцию здесь. Проект получил такое продолжение, не планируемое.
— В экспозиции представлены образы святых, которых прославила Русская церковь. Тогда почему среди экспонатов есть образ Саввы Стратилатского, Римского?
— Очень хороший вопрос. Интересный. Дело в том, что подобных икон на выставке две. Это иконы двусторонние. То есть образ создавался так, что изображения наносились с двух сторон. Образ, о котором вы говорите, с другой стороны изображен святитель Дмитрий Ростовский. Это именно тот святой, который очень важен для нас. Поэтому посетители выставки, к сожалению или к счастью, увидят только другую сторону иконы. А Савву Стратилат увидят те, кто посмотрит каталог нашей выставки. А к выставке подготовлено издание, они увидят все изображение этой иконы.
— Насколько известно, эта икона датирована и подписана. Можете рассказать историю?
— Когда мы говорим о древнерусском искусстве, Средневековья — чаще всего оно анонимно. То есть, когда мы говорим, что икона написана Андреем Рублевым, мы знаем это из документальных источников. Дело в том, что мастер Древней Руси, никогда бы не дерзнул написать свое имя на иконе. Если говорить образно, то иконописец — это кисточка в руках бога. Творец иконы — это прежде всего святая церковь, господь. Поэтому иконы не подписывались. Это практика более позднего времени — Петровской Руси. Менялось мировоззрение человека, и в некоторых случаях подпись мастера была знаком качества. Это мастер высшего класса. Искусствовед, когда работает, датирует произведение, он прежде всего ориентируется на то, что он уже видел. И датированные иконы, таким образом, — это своего рода вехи в истории развития современного искусства. Благодаря вот этим датированным памятникам мы понимаем, как это искусство развивалось, к какому времени мы можем отнести то или иное произведение. Поэтому каждая такая икона чрезвычайно важна. И так получилось, что на этой выставке несколько икон с подписью мастера и с указанной датой. Для нас это очень важный образ, помимо того, который вы назвали, еще образ Василия Мангазейского. Это очень редкий сибирский святой. Икона была создана мастером устюжанином Федором Поповым, тоже подписана дата. Образ еще уникален тем, что, насколько мы знаем, это самое древнее изображение этого святого. И оно находится в нашей коллекции.
РИА «Сахалин-Курилы».