В 2023 году Южно-Сахалинская и Курильская епархия отмечает 30-летие с момента образования. Однако православие на Сахалин и Курилы пришло значительно раньше. Протоиерей Виктор Горбач рассказал о становлении православной культуры в островном регионе.
Первые свидетельства о Сахалине известны с 1645 года из дневников первопроходцев, писавших об острове, как о неизведанной земле, таящей в себе опасности и угрозы. Путь на Сахалин открыли в XVII веке экспедиции В. Д. Пояркова, О. С. Кузнецова и В. В. Атласова.
Уже в XVIII веке завязались тесные торговые взаимоотношения между русскими промышленниками, мореходами и коренным народом Курил — айнами. Отправляясь на Курильские острова для промысла, русские приносили на эти земли свой хозяйственно-бытовой уклад жизни и, конечно, Православную веру.
В то время Российская Империя проводила гибкую политику по отношению к коренным народам. Например, принявшие православие на 10 лет освобождались от уплаты ясака. Курильские айны тесно соприкасались с русскими промышленниками и казаками. Приняв православие, они носили русские имена и фамилии, некоторые из них знали русский язык.
В 1747 году получившие крещение курильцы (айны) с островов Шумшу и Парамушир, которых насчитывалось более двухсот человек, обратились к Камчатскому архимандриту Иоасафу (Хотунцевичу) с прошением прислать священника для утверждения их в новой вере. Тогда свободного священника не оказалось, но в мае 1749 года на Курилы был направлен в качестве преподавателя отставной казак Шергин, изъявивший желание неотлучно находиться при обучении Курильских отроков. Шергин учредил на острове Шумшу школу, в которой постоянно обучались дети айнов с островов Шумшу и Парамушир. Кроме Шергина в учителями школы разное время были казаки Бережной и Рожнов.
В 1757 году, купеческим приказчиком Семеном Кузьмичем Ломом на Шумшу была построена небольшая церковь — часовня в честь Святого Николая Чудотворца, который особенно почитался на Дальнем Востоке как заступник всех мореходов и путешественников. С тех пор в этой часовне помещалась айнская школа, которая прежде очень бедствовала «по недостаку приличного помещения». После Рожнова в наставники стали поступать выучившиеся в школе курильцы. Первым из них был крещенный айн по фамилии Причин.
После образования в 1840 году самостоятельной Камчатской, Курильской и Алеутской епархии ее первый глава епископ Иннокентий (Вениаминов) стал уделять много внимания судьбе курильских айнов и неоднократно направлял на острова православных миссионеров.
Сохранился отчет одного из них после посещения острова Парамушир: «Последнюю зиму я провел на острове Парамушире. Со мною на одном прибрежье зимовал с несколькими курильскими семействами, курильский тоен, старец весьма почтенный и кроткий, знающий русскую грамоту и очень усердный к службе церковной. Во всё время моего пребывания он не пропустил ни одной службы церковной. В дни великих праздников, когда не было холодно и не было бурных метелей, у нас совершались литургии в полотняной церковной палатке, которая для защиты от ветра в свое время устанавливаема была между нанесенными снеговыми стенами, а снежный пол в церкви всегда устилался чистыми травяными церерами или зелеными кедровыми ветками. Другие же церковные службы, по непрестанным затруднениям от зимнего времени, постоянно происходили в моей поместительной юрте».
Согласно Российско-Японскому договору от 1875 года Курильские острова взамен Южного Сахалина были переданы под управление Японии. Все курильские айны должны были принять японское подданство либо переселиться на Камчатку. Несколько семей остались подданными Российской империи и уехали, а судьба остальных была очень трагичной. Японцы заставили айнов оставить свои родные места и переехать на остров Шикотан. Там их поместили в резервацию лишив традиционного образа жизни. У них отняли все орудия лова и лодки, запретили выходить в море. Правительством Японии были приняты меры к распространению среди айнов японского языка и к насаждению буддизма. С этой целью на Шикотан прибыл буддийский бонза, который в течение нескольких лет проповедовал буддизм.
Чтобы поддержать общину православных айнов, проживавших на острове Шикотан, глава русской православной миссии в Японии епископ Николай (Касаткин), неоднократно направлял на остров священников и катехизаторов. Один из миссионеров, православный священник Тит (Комацу) вспоминал, что когда прибыл в Токио с Шикотана, то немедленно доложил о положении дел епископу Николаю.
«Епископ молча плакал и после некоторого времени сказал мне: „Ты их ближайший пастырь и священник и должен осуществлять на деле слова нашего Господа Иисуса, а потому подумай об этом обстоятельно“», — сохранились воспоминания священнослужителя.
Японская православная церковь начала сбор пожертвований в пользу шикотанских айнов. С этой поры, между маленькой шикотанской общиной и православной церковью в Японии установилось духовное единение, тщательно поддерживавшееся епископом Николаем (Касаткиным).
Когда в 1945 году советские военные освободили остров Шикотан, на нем было обнаружено православное айнское кладбище, где был похоронен последний айнский тойен Яков Сторожев. На хранящейся в областном архиве фотографии видны православные кресты под которыми были похоронены православные айны. Их предки однажды получили христианскую веру от русских священников и миссионеров, и они до конца остались верны этому выбору.
Уже в наше время на курильских островах открываются новые храмы и часовни, в которых православные люди возносят как о русских миссионерах, так и коренных жителях Курил – православных айнах.
РИА «Сахалин-Курилы».