От Эйфеля и Гауди
Бионическая архитектура зародилась в конце XIX века, автором этого термина и первым, кто попытался реализовать концепцию на практике, стал американский архитектор Луис Генри Салливан. Он считал, что человек должен жить и работать в домах, которые гармонично вписываются в окружающий ландшафт.
Примерно в то же время активно использовал в своих произведениях идеи бионики еще один гениальный зодчий — Антонио Гауди. Именно он сумел извлечь из природного окружения и ввести в мир архитектуры формы, которые никогда не использовались в градостроении раньше.
Ярким примером использования бионики в инженерии в позапрошлом веке стала парижская Эйфелева башня. Ее ажурная и при этом очень прочная конструкция подсказана изгибом бедренной кости человека, которая легко выдерживает вес тела благодаря перераспределению нагрузки на сеть миниатюрных косточек.
Цветы и бабочки
Позднее последователи бионической архитектуры появились во многих странах мира. Среди самых известных зданий с «природными» формами — спиралевидный музей Гуггенхейма в Нью-Йорке, Сиднейский оперный театр, похожий на раскрывшийся лотос, жилой дом «Наутилус» в виде ракушки неподалеку от Мехико, стадион «Ласточкино гнездо» в Пекине.
Не стала в этом смысле исключением и наша страна. К примеру, советский архитектор Николай Никитин при работе над проектом Останкинской телебашни вдохновился образом лилии с ее прочным стеблем и крепкими лепестками. В итоге здание в форме перевернутого цветка высотой свыше 500 метров способно выдержать не только огромную ветровую нагрузку, но и восьмибалльное землетрясение — при том, что глубина залегания фундамента — порядка пяти метров.
Построенный к Олимпиаде-80 велотрек в Крылатском похож на бабочку — края эллиптического здания приподняты как крылья. Геометрия этого сооружения позволяет спортсменам развить скорость до 90 км/час. Близость к природе здесь выражается не только в дизайне — покрытие выполнено из высокопрочной древесины сибирской лиственницы, отличающейся большой прочностью.
Ракушки и птицы
До недавнего времени бионическая архитектура применялась исключительно при возведении по-настоящему уникальных зданий, теперь же, благодаря прорывным технологиям, таким как 3D-сканирование и 3D-печать, ее принципы все чаще используются при строительстве жилья.
К примеру, очень необычный дом всего с одним углом появился на улице Ермака в Новосибирске. 10-этажное здание в плане напоминает раковину моллюска, оно так и называется — «Наутилус». Автором концепции вступило архитектурное бюро Nort.Design, в портфеле которого — целый ряд объектов в России, ОАЭ и США.
В Санкт-Петербурге ярким примером бионики в архитектуре стал комплекс «Аист» на проспекте Ветеранов, включающий в себя 22-этажную жилую часть и спортивный центр с озелененной террасой. Форма здания имеет плавный изгиб, что делает его похожим на крыло. Кроме того, образ подчеркивают темные полосы в отделке фасада, напоминающие оперение птицы.
Плавное течение
В Москве бионические элементы используются в дизайне жилых зданий достаточно активно, прежде всего речь идет о кварталах бизнес-класса. К примеру, яркой архитектурой без прямых углов и однообразных линий отличается комплекс «Символ», который компания «Донстрой» возводит в пяти километрах от Кремля, превращая исторический район Лефортово в суперсовременное и модное пространство.
«Символ» уже признан правительством Москвы «Лучшим реализованным проектом в области строительства», а также удостоен наград «Лучший городской дизайн» и «Самый экологичный жилой комплекс бизнес-класса». Дизайн-код разработали специалисты из британских бюро LDA Design и UHA London, а сам проект создан в архитектурной мастерской ATRIUM. Сдержанно-текучие изгибы фасадов, скругленные углы, асимметричное построение домов, в отделке стен — белый камень, кирпич, темный металл и стекло. Бионические идеи продолжаются во входных группах зданий: плавные линии, естественные цвета, зимние сады из живых растений.
Близость к природе подчеркивает парк «Зеленая река», который объединяет все кварталы комплекса. Графика его дорожек похожа на полурасплетенную косу, течение струй или водоросли, а многочисленные точки притяжения — детские площадки, воркауты, лаунж-зоны — напоминают островки или круги на воде. Интересен сам ландшафт местности: один берег рукотворной реки — крутой, а другой — пологий. В самом глубоком месте установлен мост — тоже бионический. Его опорами служат округлые бетонные кашпо диаметром около 3 метров, в них растут европейские липы и вьющийся девичий виноград, образующий под мостом «висячие сады».
Также в парке можно увидеть молодые яблони, клены, дубы, ели и сосны, а также иргу, орех, сирень, чубушник и форзицию. Всего же на 10 гектарах парка будет высажено около тысячи деревьев, 6,5 тысячи кустарников и более сотни сортов цветущих и травянистых растений. Зелень перекликается с бионической архитектурой, и все это создает ощущение повышенного душевного комфорта — в самом центре огромного мегаполиса, но вне его суеты.