— Валерия, здравствуйте! Вы работаете педагогом дополнительного образования по изобразительному и декоративно-прикладному искусству (ДПИ) в гимназии № 3 города Южно-Сахалинска, а также являетесь преподавателем по рисунку и живописи. Расскажите, пожалуйста, о своей работе в школе: в чем особенность курса?
— Добрый день! Мы, я и педагоги нашего отделения, работаем по дополнительной общеобразовательной и общеразвивающей программе «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство». Программа интересная, охватывает академический рисунок, он является основой в изобразительном искусстве, живописные приемы, традиционные и современные техники. Программа рассчитана на детей в возрасте от 6 до 14 лет и разбита на восемь модулей. Насколько я знаю, мы — единственная школа, где есть дополнительное образование по данному направлению. Сейчас ребенок из любой школы может прийти к нам и начать обучение по специальному сертификату дополнительного образования. Тем не менее, из других школ у нас немного учеников. Во многом родителей останавливает то, что ребенку нужно добираться из одной школы в другую. Однако есть и те, кто после окончания начальной школы в гимназии перешел в другое учебное заведение, но продолжает ходить к нам на ДПИ.
Сам процесс обучения разделен на стартовый и базовый уровни, каждый из которых рассчитан на прохождение определенной темы с использованием целого ряда графических и живописных материалов. Работая по общей программе, каждый педагог нашего отделения составляет календарно-тематический план (КТП): разбивает часы на разные виды деятельности, в том числе конкретизирует темы, используемые материалы, и прочие тонкости образовательного процесса. По завершению программы, в конце восьмого модуля, дети, прошедшие итоговую аттестацию, получают сертификат.
— В чем заключается курс изобразительного и декоративно-прикладного искусства? Что изучают дети на протяжении восьми лет?
— В нашей школе это целое отделение художественной направленности. На стартовом уровне это дети 1-2 годов обучения в возрасте 6-8 лет, они изучают основы цветоведения и композиции, знакомятся с графическими и живописными материалами, работают в разных техниках с пластичными материалами. На базовом уровне, это 3-8 годы обучения, программа усложняется. С пятого класса в программу добавляются такие предметы, как живопись и рисунок. Мы разбираем основы воздушной и линейной перспективы, работаем над глубиной и объемом. Ребята увлеченно работают над коллажами, мозаиками. Есть также отдельное направление — гончарное дело. Всего в отделении работают пять педагогов. В среднем в каждом классе от 10 до 15 учеников. Несмотря на то, что у нас есть отдельное направление по гончарному мастерству, есть ученики, которые хотят освоить приемы ручной лепки с глиной именно в рамках моего курса. Я иду навстречу ребенку и индивидуально занимаюсь с ним именно глиной, в то время как другие дети работают с пластилином. Но это бывает редко.
— А какие есть отличия в обучении младших классов и более старших учеников? Какие методы вы используете в работе?
— Мне комфортно работать со всеми возрастами. В работе с первым классом есть своя прелесть, ты открываешь детям мир искусства. Начинаем с азов: организовываем пространство, учимся работать с кистью, замешиваем краски. Составление новых оттенков дети воспринимают как волшебство. С детьми любого возраста во время занятий я использую и песенки, и стишки, и другие методы вовлечения в процесс. Надо сказать, что кабинеты оснащены и интерактивной доской, и компьютером, и принтером, и наглядными материалами, таблицами схемами. Это здорово помогает разрядить обстановку и получить положительные эмоции. Пошутили, поговорили, посмеялись, обсудили, приступили к заданию. На моих уроках нет жесткой дисциплины, когда нужно замолчать, положить руки на стол и слушать. На мой взгляд, это идет вразрез с творчеством. Творчество — это внутренняя свобода. На уроке нужно создать комфортную обстановку, чтобы ребенок почувствовал себя в безопасности, чтобы ему стало уютно, и тогда он сможет уверенно и свободно говорить о своих самых смелых задумках. Пусть сначала это разговоры на личные темы. Я не пресекаю такие беседы, я плавно направляю их, чтобы главная тема урока была усвоена, а задание выполнено.
— В Южно-Сахалинске есть детская художественная школа, которая ежегодно пользуется большой популярностью среди родителей. Курс дополнительного художественного образования в гимназии стал отличной альтернативой. В чем, на ваш взгляд, заключается преимущество гимназического курса ДПИ от классической школы?
— Так как я занимаюсь с учениками с первого класса, сразу видно детей, которые приходят по собственной инициативе, а не по желанию родителей. В целом, все дети увлеченно и с большим интересом осваивают новый для них учебный материал. Кто-то уже приходит с определенными знаниями. Есть и те, кто параллельно занимаются в художественной школе. Так как я преподавала и там, могу сказать, что наши программы разные. В художественной школе более профессиональный подход, с жестким регламентом, который диктует свой формат. Это и просмотры, то есть определенные даты, к которым ученик должен предоставить определенное количество работ. Так или иначе это заставляет ребят быть в тонусе, ускоряться, такой режим непросто совмещать с общеобразовательной школой. В гимназии мы ориентируемся не столько на финальный результат, сколько на вовлеченность в процесс, чтобы ребенок получал удовольствие, приобретал навыки, но не ограничивался временем. Каждый ребенок работает в своем темпе. Кто-то делает работу за один урок. У нас, как правило, занятия стоят парами — сдвоенные уроки. Поэтому некоторые успевают сделать и эскиз, и закончить работу в цвете, а кто-то два-три урока трудится над наброском. У всех своя скорость. Часто бывает, что ученик приходит на урок с конкретным запросом, условно, хочет рисовать своего котика, а тема урока «Пейзаж». Я поддерживаю желание ребенка творить, и мы рисуем сначала пейзаж, куда потом ребенок вписывает желанного котика. И тема урока освоена, познакомились с анималистическим жанром, а самое главное, ребенок доволен и уходит с урока с устойчивым желанием вернуться и быть в творчестве. Важно найти подход к ребенку, чтобы мы поработали и над передним, и над дальним планами, и деревья прорисовали, а потом уже, конечно, найдем место и тому, что хочется. На мой взгляд, на наших занятиях у ребенка больше места для свободного творчества и самовыражения, есть время совершить ошибку и доработать задуманное.
— Полагаю, что во время занятий периодически возникают различные сложности. Как вы справляетесь с тем, что дети отказываются следовать теме урока и требуют выдать мелки вместо красок? А что делать, если вдруг у ребенка закончилась акварель?
— Да, конечно, бывает, что ребенок отказывается выполнять задание, не хочет следовать заданной теме. Все зависит от возраста ученика. Любое желание ребенка я стараюсь притянуть к теме урока. У меня есть мальчик, который любит рисовать военную технику, а тема, условно, дикое животное. Находим такое решение: изображаем белку на танке. И ребенку интересно, и параллельно мы осваиваем определенные техники, оставаясь в теме урока. И тогда уже на выставке, которые мы проводим каждый раз после завершения определенного блока, мы видим разные вариации одной и той же темы. Это дает ребенку возможность увидеть и принять, что все мы разные, у каждого свой внутренний мир, и люди в равных обстоятельствах могут действовать не так, как ты. Работы, выполненные в течение года, дети забирают домой, но ряд материалов мы все же оставляем в фонде школы для демонстрации другим ученикам.
Перед началом учебного года я даю родителям список материалов и принадлежностей, если возникает необходимость в дополнительных материалах к определенному уроку, сообщаю родителям заранее. В моем классе дети оставляют все на специальных стеллажах, и им не приходится каждый раз приносить с собой все материалы. Все подписано и хранится у нас в классе. Тем не менее, уже к октябрю запасы редеют и их приходится снова пополнять, о чем я также сообщаю родителям. У кого-то закончились краски, но есть мелки. Значит мы работаем мелками. В школе я могу обыграть ситуацию с каждым ребенком. Не торопить, не подгонять. Если у него сегодня настроение рисовать фломастерами, значит будем рисовать фломастерами, чтобы не сломать творческое настроение ребенка. На моей практике нет такого, что остальные дети также сразу же хотят взять фломастеры в руки, глядя на своего одноклассника. Часто только один из класса не хочет следовать заданной теме урока, остальные дети готовы выполнять задание.
Темперамент у всех детей разный. Бывают тихие молчаливые дети с очень богатым внутренним миром. Важно не спугнуть. Ребенок должен освоиться, привыкнуть, раскрыться и чувствовать себя спокойно. Важно найти подход к каждому, переключить внимание ученика, подбодрить его, чтобы он вошел в более комфортное эмоциональное состояние. При этом надо помнить, что особенно на первом этапе критика недопустима.
— Курс заканчивается в восьмом классе. А бывает ли такое, что старшеклассники хотят продолжить обучение? Есть ли подготовка к вступительным испытаниям в архитектурно-строительные вузы или на направления дизайна?
— Перейдя в 9 класс дети все же хотят продолжать учиться на нашем отделении. Тогда мы предлагаем и им возможные альтернативы. В прошлом году в гимназии мы реализовывали программу, рассчитанную на старшеклассников. Программ предлагает три дисциплины: художественная графика, художественная роспись ткани и компьютерная художественная графика. Детям очень понравилось, несмотря на загруженность в связи с подготовкой к сдаче ОГЭ. Ко мне регулярно обращаются родители, которые хотят подготовить детей к поступлению в высшие учебные заведения и в художественную школу. Поработать над рисунком, композицией. Сейчас к нам обратилась девочка из 10 класса. Она хочет подготовиться к поступлению в архитектурный вуз. Руководство пошло навстречу, и с этой ученицей я буду работать по индивидуальному плану в рамках подготовки к вступительным испытаниям. Это первый случай, посмотрим, во что это перерастет в будущем. Рисунок — это самый сложный предмет. На мой взгляд, подготовка возможна только в индивидуальном порядке. Я думаю, что большая проблема еще и в том, что у нас только одна художественная школа, которая не может принять всех ребят, испытывающих тягу к изобразительному искусству. Конечно, в ДХШ работают большие профессионалы, и каждый педагог уникален в своих подходах и наработал. Но наличие частных художественных школ или хотя бы еще одной школы было бы существенно и значимо для охвата большего числа детей, внедрении новых методик. И в целом, альтернатива — это прекрасно. Сейчас есть разговоры о том, что черчение должно стать обязательным предметом в школах. Меня, как педагога, это не может не радовать. Люди, кто не любит математику, конечно, обеспокоены таким новшеством. Я же считаю, это очень важный предмет, который учит видеть перспективу и объемы. Черчение — это про перспективу, а значит про построение любой композиции, глубину и многоплановость. Да, есть разные программы, но важно уметь работать рукой. Рисунок от руки всегда будет в цене.
— А как вообще увидеть потенциал в ребенке и вовремя направить его в нужное русло? Как мы, родители, можем помочь малышам раскрыть их таланты?
Творчество — это не только про живопись или танцы, театр и другие виды искусства. Творчество — это про жизнь, творчество внутри каждого. Можно сидеть творчески, идти творчески, говорить можно творчески. Это состояние свободы, индивидуальности, и оно есть абсолютно в каждом ребенке. Нужно наблюдать за ребенком, по-настоящему наблюдать, и тогда вы заметите, к чему ребенок тянется, он обязательно себя проявит. Каждый ребенок априори творческая единица. Творчество есть внутри каждого, ведь у всех нас есть свой внутренний мир. Когда ребенок что-то делает, он строит и творит свой собственный мир. Когда ребенок рисует сам, в свое удовольствие, он творит без оглядки, он счастлив. Условный взрослый задал ему вопрос о том, что у него нарисовано, ребенок задумывается, у него возникают сомнения. Он был уверен, что он нарисовал все правильно, красиво, понятно. Как только звучит этот вопрос, в голове ребенка закрадываются сомнения в том, что может он делает что-то не так, появляется какая-то неуверенность, поэтому взрослый, прячущийся за стереотипами и шаблонами, — это зло для ребенка. Они убивают индивидуальность. Поэтому в этом смысле нужно быть очень осторожными и относится к своим словам аккуратно. Критика вообще недопустима, потому что ребенок сразу закрывается. Как вдохновить ребенка? Необходимо в любых «каракулях» начать разглядывать формы. Должны быть положительные эмоции и похвала. «Слушай, как здорово! Ты такой молодец! Ой, смотри, а тут квадратик какой-то», и глядя на картину можно придумать целую историю о том, что вы видите. Не критиковать, не дать ребенку усомниться в своих силах. Дети любят слушать сказки и разные истории, придумайте что-нибудь, найдите образы, которые вам близки, и ребенок тоже начнет рассказывать историю о том, что он нарисовал. И тогда уже у ребенка не будет негативных мыслей, что он нарисовал что-то не так, что он в чем-то нехорош, или мама или учитель им недовольны. Эти мысли губительны, особенно в нежном возрасте.
— С детства родители пытаются привить тот самый творческий взгляд и сформировать насмотренность у ребенка. Что помогает развить эстетический интеллект и вкус с ранних лет?
— Об этом уже много сказано. Однозначно нельзя из ребенка лепить подобие кого-то. Если соседский ребенок рисует, это не значит, что и вам надо в рисование. Не надо на ребенка перекладывать свои нереализованные мечты. Это не тот путь. Ребенок сам себя проявит. Будьте немного повнимательнее и вам удастся заметить его интерес. С одной стороны, не все должны и могут быть художниками. Это и ненужно. А с другой, любые творческие направления: и фотография, и музыка, и театр, и живопись, — никогда не проходят бесследно. Развивается воображение, творческое мышление, художественный вкус и пресловутая, но значимая креативность. И неважно говорим мы про школьное или дошкольное образование. В этом смысле, всем знакомые садики — это катастрофа. Зачастую все дети под диктовку рисуют одно и то же, по одинаковой схеме: солнышко в углу, шаблон и конец творчества. Потом из этого сложно вырваться. Сплошные стереотипы. Дети приходят и сразу им говорят, где и что должно быть.
Сегодня в помощь родителям в различных социальных сетях есть много полезных роликов, где опытные педагоги и художники рассказывают о своих методиках. Зачастую задания очень простые, и ребенку в возрасте до 7 лет хватит 10-15 минут на условное занятие. Нарисуйте солнышко пальчиками, разомните пластилин. Каждая прогулка также может стать познавательной, Замечайте красоту в повседневности, воспринимайте как чудо, а не как данность. Обращайте внимание ребенка на окружающий мир, показывайте полет птиц, красоту закатов, переливы морской волны. Дома важно иметь минимальный набор из карандашей, пластилина и красок с фломастерами. Когда мы говорим про развитие ребенка, уже с рождения мы стремимся показать и рассказать ему о мире, в который он пришел. Проговаривая с ребенком простые вещи, эмоционально окрашивая их, мы оказываем большое влияние на развитие его кругозора.
Безусловно, есть нюансы в отношении условий, в которых растет ребенок. Кто-то может водить малыша с детства в Третьяковку, показывать спектакли на мировых сценах, окружать картинами именитых художников или же ездить по кинопоказам, однако все формируется из мелочей. Обращайте внимание ребенка на то, что нравится именно вам. Необязательно покупать дорогую одежду, вещи, предметы интерьера. Важно, когда мы окружаем себя красивыми вещами, не дорогими, а следим за чистотой, аккуратностью, уместностью, находим интересные сочетания. Творческое воспитание развивает воображение, вкус. На самом деле, поход в театр — это определенная эстетика, но, с другой стороны, — это самый простой выход из ситуации. Делать представления можно и дома. Создавать самим персонажей, вырезать из бумаги реквизит, параллельно задействовать мелкую моторику и воображение. При этом все это происходит вместе с ребенком, что делает вас ближе, создавая невероятную атмосферу в семье.
Что касается выставок, опять же, это прям надо ходить. Смотреть картины в интернете, это то же, что смотреть музыкальные концерты или спектакли по телевизору. Мне не нравится это слово, но здесь подходит именно энергетика, живое общение, запахи, «глаза в глаза». Почему люди часами смотрят на одно полотно? Оно с ними говорит, мы начинаем жить в нем. Аудиогид, куратор выставки или экскурсовод помогают нам погрузиться в эту историю, узнать, что там изображено, в каком жанре выполнено полотно, о чем вообще выставка. Интересно наблюдать за тем, как кураторы работают с детьми. Отвечая на заданные вопросы, ребенок начинает лучше понимать себя, свои эмоции и чувства. Как и в любой профессии, у художников есть свой язык, и детей необходимо научить этому языку, когда дети знают значения профессиональных терминов, что такое жанр, композиция, линейный рисунок, эскиз, абрис. Он подкован, образован, а значит уверен.
— И напоследок: что, если ребенок не любит классическое искусство и настаивает на современных абстрактных полотнах, которые вызывают непонимание у родителей?
— Если ребенку нравится современное искусство, не надо настаивать на академизме. Рано или поздно он сам к этому придет. Если ребенок склонен воспринимать простые формы и абстрактный жанр, пусть насладится, наестся этим и шагнет дальше. Это как с музыкой. Кто-то начинает слушать рок, а потом приходит к классической музыке. У каждого свой путь. Навязывая что-то ребенку, мы провоцируем его на протест. Просто расскажите ему. Поделитесь своими ощущениями, рассказать, что вам нравится в той или иной картине и почему. А в ответ он расскажет, что нравится ему. Вот она, дискуссия, которая делает богаче и ребенка, и вас.
Обратите также внимание на детскую литературу по искусству. Зачастую там простым и доступным языком объяснены базовые вещи. Если ваш ребенок увлечен творчеством, разберитесь в азах. Не задавайте вопросы, а будьте в процессе. Очень важно именно любить ребенка, когда ты оберегаешь его и боишься причинить ему боль. Ребенок смотрит на своих родителей, как на божество, и каждое слово для него как кирпичик. По этим кирпичикам, как по лесенке, можно подняться или нет, но тогда его придавит и не кирпичиком уже, а бетонной плитой. Даже если для вас какие-то слова и фразы звучат привычно и не имеют большого смысла, для ребенка это может стать разочарованием и болью. Нельзя относиться к работам ребенка с пренебрежением. В творчестве нет понятий «плохо» или «хорошо». Что бы ребенок ни сделал, он так чувствует. Он сам с собой знакомится и приглашает вас в свой мир. Посмотрите, восхититесь, вы приходите в гости. Мы приходим что-то дать, а не взять. Говорите с ребенком, любите его, а не себя в нем.
РИА «Сахалин-Курилы».