Специалист в области городского управления Сергей Мальцев опубликовал на «Хабре» большой обзор по югу Сахалина с названием: «Южно-Сахалинск: самый ̶я̶п̶о̶н̶с̶к̶и̶й̶ корейский город страны».
Пользователь отметил, что здесь, на Сахалине, проживает самая многочисленная корейская община в России, составляющая более 25 тысяч человек, что приближается к одной шестой части всех русских корейцев. Феноменальное число корейцев на территории Сахалинской области далеко не случайно и открывает интересные страницы истории островного региона.
Сергей пояснил подписчикам, что доля корейцев в общей численности населения Сахалинской области превышает 5%, что делает их второй по числу этнической группой после русских. Основная часть корейцев проживает в южной части острова, где их можно встретить на улицах, в культурных центрах и протестантских церквях, оказавших большое влияние на современную Корею, где и по сей день протестанты и католики составляют значительную часть населения.
Таким образом, у автора поста возник вопрос: как Сахалин стал домом для такой многочисленной корейской общины? Для получения ответа автор углубился в прошлое и напомнил о событиях, которые прошли после Русско-японской войны. Тогда южная часть Сахалина перешла японцам, которые также колонизировали часть Кореи.
Чтобы обеспечить необходимую рабочую силу в условиях массовой милитаризации Японии в 1930-х годах, они приняли решение начать трудовую мобилизацию корейцев. Таким образом, в период с 1937 по 1945 годы на Сахалин перевезли больше 40 тысяч корейцев, многие из которых прибыли на остров против своей воли.
«Здесь для них создали резервации „таĸобэи“, работали там по 12-16 часов в сутки на самых тяжелых участках — на строительстве шахт, дорог и тоннелей, на лесозаготовках и осушении болот», — уточняет автор.
Нарушение режима и попытка бегства часто заканчивались арестом и даже расстрелом. Кроме того, на тот момент на острове не было корейских школ, а доступ корейцев к японскому образованию был ограничен. Эти условия привели к массовой ассимиляции, и корейцы столкнулись с проблемой сохранения своей культуры и идентичности.
В итоге, сложности, с которыми столкнулись корейцы, во многом объясняют их решение остаться на Сахалине после завершения войны. Они оказались «подвешенными» между двумя странами, и несостоявшиеся корейские репатрианты и их потомки стали основой сахалинской корейской диаспоры.
Важно отметить, что Советский Союз установил дипломатические отношения с Республикой Кореей только в 1990 году, а массовая репатриация сахалинских корейцев началась только в 2000 году. С тех пор несколько тысяч корейцев решили вернуться на родину, но многие из них не смогли справиться с тоской по Сахалину и вернулись обратно.
Сегодня корейцы на Сахалине продолжают жить и работать, успешно интегрировавшись в российское общество. Вместе с этим и многие россияне на Сахалине уже не представляют свою жизнь без традиционной корейской кухни.
Ранее Sakh.online рассказывал, что 6 октября в Южно-Сахалинске стартовала дискуссионная площадка по вопросам восстановления исторической справедливости для сахалинских корейцев. Ведь современное поколение уже плохо знает историческую картину событий прошлого.
РИА «Сахалин-Курилы».