История православия на Сахалине и Курилах: прибытие святых мощей на острова

13 ноября , 14:01Общество
Фото: Южно-Сахалинская и Курильская епархия

Важным направлением деятельности епархии по возрождению православных традиций в регионе стало принесение на остров различных святынь. Как стало известно Sakh.online, впервые такое событие произошло в 1995 году, когда на Сахалин доставили чудотворный список Казанской иконы Божией Матери.

По случаю 30-летнего юбилея Южно-Сахалинской и Курильской епархии Sakh.online продолжает цикл исторических публикаций о становлении православия на островах. Магистр теологии, протоиерей Виктор Горбач рассказал о возрождении в регионе православной традиции почитания святых икон и мощей. За прошедшие годы тысячи верующих сахалинцев и курильчан смогли помолиться перед чтимыми святынями и ощутить их силу.

После прошедшего в мае 1995 года разрушительного землетрясения в Нефтегорске православные из различных регионов России и даже стран мира старались оказывать поддержку жителям и властям островного региона в преодолении последствий бедствия. Верующими было собрано более 100 миллионов рублей, а через православные приходы острова неоднократно распределялась гуманитарная помощь.

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в Южно-Сахалинск был принесен список Казанской иконы Божией Матери с личной надписью Патриарха.

Совершить почетную миссию передать икону и благословение Патриарха было поручено викарию Святейшего Патриарха по городу Москве епископу Истринскому Арсению и председателю Синодального отдела по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными учреждениями — епископу Красногорскому Савве, которые специально для этого прилетели на Сахалин 11 ноября 1995 года. В тот же день образ был доставлен в приход Святителя Иннокентия, митрополита Московского в Южно-Сахалинске. Оттуда во второй половине дня при большом стечении верующих икону крестным ходом по улицам города перенесли в Воскресенский кафедральный собор, где было совершено всенощное бдение. Крестный ход стал первым масштабным шествием, собравшим сотни прихожан.

«Верю, что чтимый образ Казанской иконы Божией Матери, принесенный ныне в Южно-Сахалинск, будет для всех вас нашим Патриаршим благословением на грядущие труды и терпеливое перенесение всяческих невзгод и испытаний, неизбежно встающих на нашем жизненном пути перед теми, кто стремится творить волю Божию и идти узким путем спасения. Склоняясь благоговейно перед образом Богоматери, будем непрестанно помнить, что испытания в любых временах, хотя и являются иногда тяжкими и даже кажутся, на первый взгляд невыносимыми, всегда успешно преодолеваются при наличии твердой веры, достойных ее созидательных дел, духовного единства и неустанной молитвы ко Господу Богу, Пресвятой Богородице и святым угодникам Божиим», — огласил во время службы епископ Арсений послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II жителям региона.

Местом пребывания святыни стал Воскресенский кафедральный собор, где она и находится до настоящего времени. Для иконы был вырезан деревянный киот, перед образом регулярно совершаются молебны и читаются акафисты.

Еще один масштабный крестный ход состоялся в 2004 году и был посвящен принесению мощей преподобномучениц Великой княгини Елизаветы и инокини Варвары в Южно-Сахалинск

10 августа в аэропорту города самолет, доставивший святые мощи из Петропавловска-Камчатского, встречали епископ Южно-Сахалинский и Курильский Даниил и вице-губернатор Сахалинской области Георгий Карлов в присутствии духовенства и роты почетного караула пограничных войск.

В ходе краткой пресс-конференции, состоявшейся в здании аэропорта после прибытия святыни, епископ Даниил отметил, что «это событие имеет не только духовное, но  и величайшее политическое значение, способствуя укреплению патриотизма в душах сахалинцев».

Как отметил владыка, обращаясь к сахалинцам, Елизавета Федоровна имела возможность уехать за границу и спасти себя, но она так любила Россию, что «решила выпить всю чашу испытаний вместе с народом. Ее решимость — пример для нас, чтобы мы не убегали никуда. Это наша граница, и мы должны здесь жить. В этом нам поможет святая Елизавета Федоровна и мученица Варвара, укрепив нас в решимости и освятив наш остров».

Из аэропорта ковчежец с мощами преподобномучениц был доставлен в приход святителя Иннокентия, митрополита Московского, где их ожидали сотни верующих.

Весь день нескончаемым потоком сахалинцы шли к святыне. Во второй половине дня начался грандиозный крестный ход. По улицам города святые мощи были перенесены в кафедральный Воскресенский собор Южно-Сахалинска. Несмотря на проливной дождь, в молитвенном шествии приняли участие несколько тысяч верующих.

Всенощное бдение в соборе совершили епископ Южно-Сахалинский Даниил и Дмитровский Александр. Тогда же, 11 августа, ковчежец с частицами мощей преподобномучениц Великой княгини Елизаветы и инокини Варвары был доставлен на остров Итуруп в центральной части Курильского архипелага. Святыню сопровождал  епископ Бостонский Михаил (РПЦЗ).

Прибытие святых мощей стало подлинным духовным событием для пятитысячного населения Итурупа. В течении суток храм Богоявления Господня города Курильска — столицы острова — был переполнен людьми, стремившимися приложиться к честным останкам преподобномучениц. Мощи пробыли на острове чуть более суток. Уже 12 августа святыню доставили во Владивосток.

Традиция принесения святынь на остров продолжает оставаться значимой для жителей региона. Например в 2023 году, с 14 по 16 июля, на Сахалин привозили ковчег с частицей мощей Святого Георгия Победоносца. За два дня пребывания делегации к мощам приложились более 5 тысяч человек.

РИА «Сахалин-Курилы».