Участники проекта «Сохраняя славные традиции» побывали на Курилах с лекциями о русском философе Иване Ильине. Занятия для учеников школ и военнослужащих провел протоиерей Виктор Горбач. Образовательные учреждения в Курильске, Горном и Горячих Ключах также посетили общественники, священнослужители, музыканты и гости из Москвы и Южно-Сахалинска.
В ходе занятий председатель совета сахалинской региональной организации «Братство Александра Невского» протоиерей Виктор Горбач рассказал участникам мероприятий о значении наследия Ивана Александровича Ильина. Несмотря на то, что выдающийся русский философ ушел из жизни почти 70 лет назад, его труды не теряют своей актуальности в наши дни. Его имя известно сейчас очень многим. Отношение к нему разнится, в зависимости от политических воззрений, но мало кто относится к его персоне и его воззрениям равнодушно. На Ильина ссылаются, его цитируют, к его мыслям обращаются как к важным аргументам или доказательствам той или иной точки зрения.
«В течение нескольких месяцев мы проводим различные мероприятия, в том числе встречи с молодежью: школьниками, учащимися средних и высших учебных заведений. Эти встречи проходят в разных населенных пунктах области. Серия подобных встреч состоялась на днях в Курильском районе — самом дальнем уголке нашего региона. Мы приезжаем туда уже не в первый раз. С администрацией района и с районным отделом образования у нас давно сложились добрые, рабочие отношения. Большую помощь в организации поездки оказала руководитель Сахалинского отделения „Союза Православных женщин“ Майя Владимировна Кириллова», — рассказал протоиерей Виктор Горбач.
Школьникам напомнили, что цитаты из трудов Ильина сегодня содержатся в учебниках обществознания, причем учебник 9-го класса открывается не только цитатой, но и портретом Ивана Александровича.
Особое место в творчестве Ильина занимало философское осмысление роли и миссии России в мировой истории, сущности глубинных мировоззренческих противоречий между нашей страной и Западом. Именно этой теме посвящена одна из самых известных его работ под названием «Что сулит миру расчленение России», вышедшая в свет в 1950 году. В пяти главах он подробно излагает свое видение причин многовекового негативного отношения к России со стороны не только элит западного мира, но и европейских обывателей. По мнению философа, западные народы не разумеют и не терпят русского своеобразия, испытывают единое русское государство как плотину для их торгового, языкового и завоевательного распространения. Описывая политический сценарий, которым руководствуются враждебные России силы, он развенчивает мифы, используемые этими силами в качестве обоснования своих действий. Свою работу Иван Ильин заканчивает тезисом, звучащим сегодня сверхактуально:
«Россия не человеческая пыль и не хаос. Она есть прежде всего великий народ, не промотавший своих сил и не отчаявшийся в своем призвании. Этот народ изголодался по свободному порядку, по мирному труду, по собственности и по национальной культуре. Не хороните же его преждевременно! Придет исторический час, он восстанет из мнимого гроба и потребует назад свои права!»
Как учащиеся, так и педагоги школ не остались равнодушными от состоявшихся встреч, отметив, что подобные беседы очень интересны и важны для патриотического воспитания молодежи.
Большие положительные эмоции у местных ребят вызвали песни в исполнении известного российского музыканта, поэта и композитора, преподавателя музыкального училища имени Гнесиных по классу гитары и лидера рок-группы «ЕСЛИ» Станислава Бартенева. Московский гость неоднократно посещал Донецкую Народную Республику и выступал перед российскими военнослужащими в зоне спецоперации. Музыкант представил песни как на стихи собственного сочинения, так и на стихи поэтов Серебряного века.
Для военнослужащих была подготовлена не только большая концертная программа, но и передан флаг с изображением Спаса Нерукотворного, а также плакаты, посвященные истории воинских сражений, в которых наши предки одерживали победы под этим древним русским знаменем.
Хоругвь со Спасом Нерукотворным — это самый древний и наиболее почитаемый символ русского воинства. Она появилась на Руси вместе с крещением в конце X века и с тех пор является незаменимым символом русского воина. Под этим стягом в 1242-м новгородское войско Александра Невского разбило тевтонцев на Чудском озере, не без его помощи в 1380-м князь Дмитрий Донской одержал победу над Ордой на Куликовом поле, с ним в 1552 году Иван IV подошёл к стенам Казани и сокрушил непокорное ханство. Образ Христа сплотил православное население на борьбу с католиками-захватчиками в годы Смуты, использовался наравне с триколором в Отечественной войне 1812-го и на полях сражений Первой мировой.
Просветительский проект «Сохраняя славные традиции» осуществляется при поддержке правительства Сахалинской области, Южно-Сахалинской и Курильской епархии, Сахалинского отделения Всемирного Русского Народного Собора и Союза Православных женщин.
РИА «Сахалин-Курилы».