— Наталия, здравствуйте! Расскажите, помните ли вы, когда вы начали рисовать? Как складывался ваш творческий путь?
— Я начала рисовать, как все, в детстве, годика в полтора. Все в детстве рисуют каляку, потом головоножку — голову и из нее торчат палочки, — потом рисуют маму, семью, затем я рисовала белочек. Я их плодила во множестве. Для меня одна белочка была краше другой, но все они были похожи друг на друга. В 11 лет поступила в художественную школу и продолжила рисовать. Десять лет я работала метеорологом на метеостанции, но жизнь так сложилась, что я вернулась на Сахалин и уже во взрослом возрасте поступила в художественное училище на направление «Дизайн». Моя мама была очень творческим человеком. У нее было экономическое образование, но она прекрасно шила, сама придумывала модели одежды. Абсолютно точно мне это передалось.
— Почему вы решили вступить в Союз художников России?
— Каждый художник хочет быть в профессиональном содружестве с другими мастерами. Это ступенька профессионального роста. В СХР идет более жесткий отбор, и художника-любителя туда не примут. Даже если художник много работает, но качество работ недостаточно для профессионального уровня, его не возьмут. Поэтому, если тебя приняли в союз, то это уже маленькая, но важная ступень в развитии. А дальше — всю жизнь учиться. Художник учится всю жизнь: у себя и великих мастеров. Культурно растет над собой.
— Изначально вы были живописцем и уже спустя время начали работать с войлоком. Как это произошло? Чем вас привлек новый материал?
— Рисуем мы все. Если ребенок рисует и не останавливается, значит, ему это дано. Лет 20 назад, в начале 2000-х годов, у нас появилась возможность покупать войлок и специальные иголочки для работы с ним. Информации никакой тогда не было, и мне совершенно случайно попалась в Москве брошюра, где были показаны работы и немного объяснено, как это сделано. Потом мы с дочкой сами что-то пытались смастерить, делали небольших зайчиков и других зверушек. Представляете, просто шерстинки, и из них можно сделать ткань или скульптуру. До сих пор меня удивляет, что можно состричь шерсть с козочки или даже вычесать собаку или кошку и сделать предмет искусства или одежды.
— Судя по всему, работа с войлоком занимает немало времени. Скажите, сколько занимает создание одного произведения?
— Это занятие очень трудоемкое. На какие-то вещи у меня уходили несколько лет, на другие — месяцы. Минимальный срок — от полугода. Тем не менее, какие-то работы я продолжаю дорабатывать и после их окончания. В принципе, за четыре месяца можно собрать небольшую композицию.
— А что вас привлекает в живописи? Есть ли у вас любимые авторские работы?
— В живописи меня привлекает цвет. Последние работы — самые дорогие. Как только картина закончена, она становится любимой. Через какое-то время уже видишь недостатки, то, что сделал бы по-другому, но есть вещи, которые мне нравятся до сих пор. Я люблю работу «Солнечный заяц» за то, что герой получился таким добрым философом. Это одна из моих первых работ, из тех, которые мне нравятся всегда.
— Расскажите о вашей поездке в Монголию? Чем вам запомнилось путешествие?
— В Монголии — прекрасно. Там живут удивительные люди с совершенно другим менталитетом. Мы ездили с хорошей знакомой и взяли с собой краски и блокноты для зарисовок. У нас были остановки по пять минут, и мы быстро рисовали, что видели, потому что другой возможности уже не было. Юрты нас поразили. Там живут сразу несколько поколений семьи. Они большие, но состоят всего из одной комнаты, где сохраняют идеальный порядок. Не знаю, как это возможно, но три поколения уживаются в одном пространстве и хранят там все вещи и сбережения. Следующее, что меня вдохновило, это природа. Как-то мы пошли писать с маслом и этюдниками на сопку, и на нас пошло стадо огромных хайнаков. Они огромные, размером со слона, мохнатые, черные. Мы поняли, что у нас не было времени собирать все вещи, и мы замерли. А они прошли мимо нас, совершенно беззвучно. Они даже не оборачивались на нас. Это была чудесная поездка, одна из самых запоминающихся. Когда едешь в неизвестное место, пусть даже в новое направление на Сахалине, сразу все становится интересным. Смотришь уже другими глазами. Поездки — это всегда хорошо.
— Скажите, а с каким художником вы хотели бы познакомиться? Чье творчество вам близко?
— Я была бы рада познакомиться с любым художником, потому что художник художнику всегда рад. Каждый хотел бы познакомиться с мастерами-классиками. Нельзя выбрать одного любимого художника. Мне очень нравятся Михаил Врубель и Василий Суриков за цвет. Врубель — это еще и мощь и нестандартное мышление. Раз такая судьба у человека, значит он был восприимчив и очень глубоко переживал происходящее, что, несомненно, видно в его работах. Но даже у этих двух художников цвет разный. У импрессионистов цвет — это впечатление, а у экспрессионистов цвет передает их мысли, становится высказыванием. Творчество Алексея Саврасова мне тоже очень близко. Он очень тонко и лирично работает с цветом, и я не перестаю восхищаться этими удивительным сочетаниями. Безусловно, он — человек непростой судьбы, но из тех, кто хотел счастья для всех людей.
— Что вы думаете о современном искусстве? Как вам кажется, есть ли сейчас новые веяния в творчестве молодых художников?
— Я жду, когда у нас появится новое направление, потому что в каждом веке рождается что-то свое. И мне интересно, что нам подарит 21 век. Я думаю, новое направление должно быть направлено вглубь человека. В 20-м пришла абстрактная живопись, это было совершенно новое слово, потом настало время сюрреализма. Когда я преподавала в школе, я всегда говорила ученикам, что на них лежит ответственность придумать новое направление. Я советовала им учиться, чтобы в будущем искажать представление, как им угодно, но при этом иметь базу, чтобы понимать, что они делают это сознательно.
— Что бы вы посоветовали юным мастерам?
— Как можно больше практики. Всегда количество перейдет в качество. Стараться больше рисовать с натуры, с фотографии — это не то: по клеточкам расчертил и старательно перенес, а натура учит всему. Если есть возможность, нужно учиться в высших учебных заведениях. Где еще вы получите такую практическую базу, когда вас ведут за ручку? Когда вас привели к диплому, а за спиной уже есть практический багаж, причем в идеале это художественная школа, затем училище и вуз, все в ваших руках. Вы можете менять все так, как хочется вам, но вы будете знать, зачем вы нарушаете общепринятые каноны и создаете что-то свое.
РИА «Сахалин-Курилы».