— Отец Александр, здравствуйте! Расскажите, пожалуйста, с чего начался ваш путь? Как вы пришли к православию?
— Я с детства хожу в церковь. Веру мне привили мои бабушка и мама. Я помню, они водили меня в храм, когда я был еще совсем маленький. Мне запомнилось, как мы приходили рано на службы, и я досыпал в храме на лавочке, а во время божественной литургии меня будили в определенные моменты. Крещен я был во младенчестве в Рязанской области. Мы ездили к бабушке в отпуск, а сами жили в Иваново. Папа у меня в храм не ходил, но мама-христианка привила мне любовь к церкви и Богу.
Я закончил школу, но еще во время учебы я единственный из школы кто посещал храм. Мы жили в довольно большом поселке, в котором был единственный храм. Если был какой-то православный большой праздник, я в школу не ходил, даже не предупреждал, и учителя знали, что, наверное, какой-то церковный праздник. Я дружил со священником, он меня очень любил и был моим наставником. Когда я закончил школу, то решил пойти в священство. Во многом я хотел быть похожим на своего духовника, и в тот период начал узнавать, как стать священником. Я понял, что нужно получить соответствующее образование, пришел домой и сказал, что хочу поступать в семинарию. В ответ на мое решение папа сказал, что сначала я должен отслужить в армии, как мужчина, а потом уже поступать в семинарию.
Послушание отца я выполнил. По достижении 18 лет я пошел в армию и отслужил два года. Я проходил службу в Подмосковье, в городе Балашиха, в отдельной дивизии особого назначения имени Ф. Э. Дзержинского (ОДОН). Во время увольнений я ездил в Москву и узнавал, какие есть семинарии. Мне понравилась Сретенская духовная академия при Сретенском монастыре. Так, в 2003 году я вернулся из армии и в 2004 году поступил в семинарию, где проучился пять лет.
— Вы провели на Кунашире 11 лет. А как вы попали на Сахалин и Курилы после окончания семинарии?
— В 2009 году Святейший патриарх Кирилл направлял молодых студентов-выпускников на Дальний Восток в миссионерскую поездку на три года. Изначально я приехал сюда только на три года и начал служение в Воскресенском соборе. Спустя год владыка Даниил спросил у меня, болит ли у меня спина, когда я провожу длительные службы, после чего добавил, что на Курилах есть лечебные источники, где я смогу поправить здоровье, а самое главное, — послужить для местных жителей. Так, я уехал на Кунашир на два года. В ноябре 2010 года в Южно-Курильск с рабочим визитом прилетел президент страны Дмитрий Медведев. Он зашел в наш деревянный храм, который был уже не в лучшем состоянии: стены, крыша, полы так прохудились, что ветер раскачивал в разные стороны паникадило. Еще тогда я удивлялся, как все-таки смог в циклон приземлиться самолет. Глава государства дал поручение региональным властям оказать содействие в модернизации храма, но уже позже они совместно с губернатором приняли решение начать строительство нового храма во имя Святой Живоначальной Троицы. И как раз после того, как храм достроили, владыка предложил мне остаться и служить в новом храме. Всего на Кунашире я провел 11 лет, которые вспоминаю с трепетной радостью. Главное, что осталось в моем сердце, – это люди, особенно мои прихожане, со многими мы и сейчас в дружеских отношениях.
— Скажите, пожалуйста, тяжело ли вам дался переезд? Как к переменам отнеслась ваша жена?
— Когда нас отправляли на Сахалин, еще не было столько информации в интернете. Куда мы едем, было вообще неизвестно. Жена, конечно, переживала, но когда мы приехали на остров, успокоилась, увидев интересный, своеобразный город. А позже, когда спустя год владыка принял решение переводить меня на Кунашир, супруга была в смятении, потому что уже вроде привыкли здесь, а надо снова переезжать, да еще и на Курилы. Нужно отдать должное – жена стойко все выдержала.
Когда мы поехали на Сахалин, моя супруга была на шестом месяце беременности. Уже в Южно-Курильске у нас родились еще двое детей. Мне очень нравится местная природа: спокойная, безмятежная, холодная красота, и для детей все рядышком. Сейчас, конечно, там уже комфортная инфраструктура. Но когда мы туда приехали, там даже асфальта не было. Два года назад владыка предложил переехать обратно в Южно-Сахалинск, я даже расстроился. Но мы регулярно ездим в отпуск на Курилы. Дети очень скучают по Южно-Курильску, им там нравится, у них там друзья. В Южно-Курильске люди особенные, очень отзывчивые. И на Сахалине тоже, это важно подчеркнуть, но там все как одна семья, потому что остров очень маленький, все друг друга знают.
— Сейчас вы служите в кафедральном Рождественском соборе в Южно-Сахалинске. Расскажите, пожалуйста, подробнее о своей нынешней работе, и о том, какую просветительскую деятельность ведет собор?
— Я ключарь кафедрального Рождественского собора в Южно-Сахалинске, являюсь старшим священником, отвечаю за хозяйственную часть и сотрудников храма. Нашим настоятелем является владыка Никанор, в то время, как я — его помощник. Кафедральный собор в Южно-Сахалинске начали строить практически параллельно с храмом в Южно-Курильске: в 2011 году на Кунашире и через год — здесь. В 2012 году на Кунашире закончили строительство храма, и мы сделали роспись стен. Это был первый храм в Сахалинской области, который был расписан. Позже фрески появились в кафедральном соборе. В Южно-Сахалинске роспись выполняли художники из Москвы, из Троице-Сергиевой Лавры, на Кунашире — художники из города Волгодонска.
Службы в кафедральном соборе начали проводить с 2016 года, когда Патриарх Московский и всея Руси Кирилл во время своего визита на Сахалин освятил собор. Храм молодой, но за это время было проделано много работы. У нас работает воскресная школа, но минимально, потому как помещений у нас нет. В тех, что предназначены для воскресной школы, внизу, в цоколе, невозможно заниматься, потому что все эти годы там протекала крыша, и мы сейчас делаем ремонт. Владыка Никанор начал эту деятельность параллельно с росписью первого этажа. Сейчас мы уже сделали крышу и закончили ремонт во многих помещениях. Зимой будем заниматься внутренними работами. Поэтому с детьми большую деятельность мы не ведем. Однако в этом году мы начали воскресную школу. К нам ходят детки от 7 до 13 лет. Также отец Алексей, наш клирик, занимается молодежью. Молодежь нужно привлекать. Школьники активно нам помогают: служат в соборе и при алтаре. Мы стараемся проводить разные совместные мероприятия. Я, как руководитель по взаимодействию с медицинскими учреждениями, привлекаю молодежь к посещению больниц, социальных объектов, чтобы приучать их к милосердию и состраданию к ближним. Мы регулярно поздравляем различные организации с Рождеством, Пасхой и другими праздниками.
С Божьей помощью мы все-таки объединяем молодое поколение и работаем с ним. В этом году у нас проходил Пасхальный бал, в будущем мы также собираемся проводить это мероприятие. В этом году у нас воскресная школа для взрослых. После службы по воскресеньям мы проводим беседы и говорим на различные волнующие темы.
— На Ваш взгляд, с какими трудностями сегодня сталкивается православная церковь?
— История церкви очень богата, и если мы посмотрим на нее, мы увидим, что она циклична. Когда христиан гнали, были притеснения, люди начинали объединяться, обращались к церкви, к Богу, несмотря на существующие запреты. Мы знаем, что некоторые храмы никогда не закрывались, несмотря на страшные гонения. Я надеюсь, верю и молюсь, чтобы люди ценили возможность свободно посещать храм и исповедовать православие открыто.
Когда человеку комфортно жить в условиях современной жизни, зачем ему нужен Бог и церковь? Русская Православная Церковь молится, чтобы человек, живущий в благополучии, не доходил до отступления от веры, не был искушен до предательства подвига огромного сонма святых, отдавших жизни во имя христианских идеалов любви и милосердия. Поэтому, чтобы такого не было среди мирян, я надеюсь, что духовность станет мудрее и люди будут обращаться к Богу, молиться о своих семьях, родных и близких, и о тех, кто ушел в мир иной. Тем более в настоящее время идет специальная военная операция, и многие жены с детьми приходят в храм, молятся о том, чтобы их мужья вернулись с войны. Однако иногда надо проходить через испытания, чтобы человек осознал истину. Мы начинаем ценить, что имеем, когда теряем, к сожалению. Чтобы такого не было, мы должны благодарить, и самые сильные молитвы — это славословия. Несмотря на различные жизненные ситуации, мы должны славить и благодарить Бога за все, а потом уже просить.
— В этом году Южно-Сахалинская и Курильская епархия отмечает 30-летие. Как вы можете оценить историю становления православия на островах?
— Это официально Южно-Сахалинской и Курильской епархии 30 лет, но духовность всегда здесь была. Когда я разговаривал с жителями Южно-Курильска, многие рассказывали, что ездили в отпуск на материк, крестились сами, своих детей, венчались, причащались, исповедовались. То есть не было храма, но люди искали выход, молились дома, где у них всегда были иконы. Господь так даровал, что при владыке Данииле началось обильное строительство храмов. Начинали, конечно, его предшественники, но именно при нем строительство стало повсеместным. Огромная благодарность и низкий поклон за это. Важно, чтобы люди это ценили и приходили в храмы. Потому что Церковь живет не стенами, а людьми. Поэтому дай Бог, чтобы храмы наполнялись людьми. Не захожанами, кто раз в год ставит свечки на пасху и куличи освящает, а теми, кто осознанно приходит. У нас очень активная жизнь. В неделю, за 169 часов, мы делаем очень много дел, и по заповеди Божьей воскресный день мы должны отдавать Богу. Что такое два часа в неделю отдать Богу в качестве благодарности? Я считаю, что еженедельное воскресное посещение божественной литургии – это то, что мы реально можем сделать. Важно, чтобы это стало системой, образов жизни. Конечно, много времени уходит на бытовые, рабочие дела, на семью, но прийти и поблагодарить Бога за прошедшую неделю, получить благословение на неделю следующую — это очень важно. Дай Бог, чтобы люди приходили в храмы и наполняли святые стены своими горячими молитвами. Ведь самые сильные молитвы не дома в комнате в одиночестве, а когда мы соборно все вместе и обращаемся к Богу.
— Что бы вы хотели пожелать прихожанам и священнослужителям по случаю юбилея епархии?
— Священник — это такой человек, который ведет свою паству, а паства идет за ним. Как когда-то Иисус Христос повел за собой своих учеников.
Мы должны гореть сердцами в молитве, передавая православные традиции из поколения в поколение. Мне вспомнились слова преподобного Ефрема Катунакского, почившего в конце 90-х годов XX века, нашего современника:
"А ты, встав на молитву, представь себе, что Христос пришел на землю. Суд завершен. И Господь уже уходит с теми, кого Он избрал, а ты — остался. Представь, как ты закричишь Ему вслед… Вот так и молись».
От всего сердца я благодарен тем прихожанам, которые встречались на моем пути. Меня они многому научили, потому что я был молодым и в духовной жизни, и физически. Помогали мне, подсказывали и никогда не оставляли. Я всем священникам желаю таких прихожан: верных Богу и церкви, а главное — позитивных. Бывает, что человек унывает, а это нельзя, потому что уныние — это тяжкий грех, а когда ты находишься с Богом в сердце и в жизни, унынию нет места. Я желаю, чтобы в нашей церкви всегда были верные чада Христовы, с которыми мы будем идти в одном направлении, чтобы священники вели прихожан к вере и Богу, и прихожане помогали ему, подсказывали там, где это необходимо.
РИА «Сахалин-Курилы».