— Здравствуйте, Виктор! Вы являетесь одним из самых известных сахалинских живописцев. Поделитесь каким-нибудь ярким воспоминанием из детства, связанным с творчеством.
— Мои мать и отец — художники, брат — художник, и я последний из семьи, кто продолжил творческую линию. Помню, как они говорили мне: «Ни в коем случае не вздумай идти по нашим стопам!». Их, конечно, уже нет с нами, а я единственный выбился в члены Союза художников России.
— Вы родились в Комсомольске-на-Амуре. А как вы оказались на Сахалине?
— Я приехал на Сахалин в 1968 году для службы в армии, в прошлом веке (шутит). Меня призвали в Аниву. И когда нас распределяли, меня забрали в штаб чертежником. Посмотрели данные, увидели, что я из семьи художников, и решили, наверное, что я умею что-то делать. Тогда я чертил карты, а в свободное время рисовал. Потом меня перевели в штаб в Южно-Сахалинске, где я также работал чертежником. Когда я впервые увидел сахалинскую осень, я поразился. Природу острова не сравнить с Комсомольском-на-Амуре. Осень здесь яркая, красочная, а зима теплая и снежная. И я решил остаться на Сахалине. Женился, завел семью.
— Когда прошли ваши первые выставки? Когда вы вступили в Союз художников России?
— Я сильно заболел в 2008 году. На тот момент я уже работал в художественно-производственных мастерских. И тогда я решил уйти с работы и продолжить заниматься творчеством. Мне выдали новую мастерскую, и я дал ей номер 33, как номер квартиры, где я жил. В 2009 году мне исполнилось 60 лет, и как раз после болезни я сделал свою первую персональную выставку в «Выставочном зале» в Южно-Сахалинске. Потом прошла региональная выставка на моей родине, во время которой купили несколько моих работ. В 2014 году снова была моя персональная выставка в областном центре, и в 2015 году меня приняли в Союз художников России. На тот момент мне было 66 лет.
— Помимо того, что вы живописец, вы 30 лет проработали на телевидении. Расскажите, как это было?
— Я окончил художественно-графический факультет в педагогическом университете в Хабаровске. Но я ушел с 4-го курса и приехал сюда, на Сахалин. Я случайно увидел объявление, что требуется художник-декоратор на телевидение, решил попробовать и остался в профессии на 30 лет. Тогда это был «Комитет по телевидению и радиовещанию». У меня было много хороших друзей, и вообще работа на телевидении дала мне большой толчок, все надо было делать очень быстро. Когда я устроился, телевидение было еще черно-белым. Сегодня сделал декорации, и в этот же вечер их показывали в эфире. Я бежал после работы домой смотреть на свой труд. Потом я решил попробовать сделать цветные декорации, чтобы людям в студии было не так серо и мрачно. Начальство, конечно, маленько поругало меня, а выступающим было интересно. А потом, через несколько лет, появилось цветное телевидение. Это был очень важный момент, все изменилось. Тогда же меня отправили на повышение квалификации в Москву на два месяца. Когда москвичи узнали, что я с Сахалина, подумали, что у нас тут нет ни материалов, ни технологий, и предложили мне остаться там. Но на острове меня ждала семья, и я вернулся.
— В молодые годы вы также работали на авиационном заводе. Чем вам запомнился этот опыт?
— Помимо работы на телевидении, я работал на авиационном заводе в Комсомольске-на-Амуре. Я работал в отделе НОТ (научная организация труда) в бюро эстетики. Я консультировал художников 22 цехов в вопросах оформления интерьеров и красных уголков. Работа там была тоже интересная, конечно.
— Не жалеете ли вы о своем решении вернуться?
— Нет, нисколько. Я вернулся обратно на Сахалин, и после работы на телевидении меня пригласили оформлять и декорировать пространства в столовых и ресторанах. Там тоже было много всего. Я занимался и резьбой, и чеканкой, и мозаикой. Но живопись все же мне ближе всего.
— Что вас вдохновляет на создание новых работ?
— Мне нравится природа Сахалина, она меня и вдохновляет. В основе моих работ — природа. Мое любимое место на острове — «Горный воздух». Я его перерисовал со всех сторон, только сверху и снизу не рисовал. Курилы рядом, но ни разу там не был, хоть и хочется. Конечно, когда была машина, я весь юг объездил: бухта Тихая, мыс Свободный, Охотское, Муравьево, Корсаков, Холмск. На север только не ездил, там холодно (смеется).
— Какую музыку вы любите?
— Мне нравится творчество французского композитора Поля Мориа. У меня есть много его кассет. А из русского — сложно, надо вспоминать.
— Есть ли художники, чье творчество вам близко, кого вы ставите себе в пример?
— Люблю картины Пабло Пикассо. Как-то раз у него брали интервью и спросили, почему он занимается кубизмом и почему он не может рисовать, как Рафаэль. На что он ответил: «Могу, запросто, но зачем в мире два Рафаэля?». Мне также нравятся многие русские художники: Саврасов, Поленов, Суриков, Репин и многие другие мастера.
— Есть ли у вас любимый музей? Где бы вы хотели сейчас оказаться?
— Когда я был два месяца в Москве, я ни разу не был в «Третьяковке», но зато в Пушкинском музее я бывал практически каждый день. В эту же поездку нас возили на экскурсию в Суздаль. Путешествие произвело на меня огромное впечатление.
— Что бы вы посоветовали молодым художникам?
— Я не могу подсказывать. Человек должен решить для себя сам. Когда мы работали в художественных мастерских, тут также были Гиви Манткава, Вениамин Ридель. Я как-то обратился к Гиви Михайловичу за помощью, а он мне говорит: «Сам, сам делай, выкарабкивайся». Советую всем побольше читать, смотреть выставки и интересоваться художниками.
РИА «Сахалин-Курилы».