Тяга к монашеству у будущего священника Алексия была всегда. Впервые с настоящей монастырской жизнью молодой человек, только что вернувшийся из армии, познакомился в 90-х годах в Свято-Введенской Оптиной пустыни, где некоторое время жил и трудился. Старец Илий (Ноздрин), ныне схиархимандрит, также служивший в это время в известной в России обители, подарил молодому труднику четки и благословил молиться Иисусовой молитвой. Божьим промыслом это определило путь отца Алексия в монашество, который был тернистым и извилистым. 4 декабря 2013 года он был пострижен в монашество с наречением имени в честь праведного Алексея Мечева. Постриг в Вознесенском храме города Корсакова совершил епископ Южно-Сахалинский и Курильский Тихон (Доровских). Прошло восемнадцать лет служения на Сахалине, из которых три года благочинный Монастырского благочиния, наместник Свято-Покровского мужского монастыря города Корсакова, игумен Алексий, несет службу на дальневосточном духовном форпосте России.
— Отец Алексий, здравствуйте! Почему Вы выбрали Православие?
— Мы выбираем по велению души. Многие проходят свой определенный путь, и я прошел большой путь до Православия. В пост перестроечные времена хлынул поток информации: оккультной, экстрасенсорной, и православной в том числе. Я в тот период осознанно крестился. Потом был период поиска среди различных течений, было интересно. В тот период многие прошли этот путь, когда не было духовных наставников, кто бы направил. Искал себя, истину. География моего духовного метания была обширная, посещал горы Алтая, встречался с протестантами, «рериховцами», йогами, оккультистами. Очень много для себя черпал. В итоге этих метаний я даже отошел от православия, посчитал, что это как-то уж примитивно. Но однажды, много пообщавшись с разными людьми и устав от поиска ответов на свои внутренние вопросы, отчетливо запомнил один момент.
Я шел в горах Алтая по проселочной дороге и вдруг понимаю: «А что я ищу?» Вспомнил, как испытывал в православных богослужениях особенное ощущение благодати, когда сердце успокаивалось в тишине и покое. Вспомнил я как стоял в храме, побывав в Таинствах. Это было похоже на внезапное озарение, неожиданное и перевернувшее мои взгляды на жизнь.
Святой Николай Японский в своем дневнике писал, что мы похожи на людей, которые перебирают в руках разноцветные стеклянные шарики, а сами, того не видя, ходят по золоту. И это был отправной момент возвращения блудного сына. Господь попускает человеку уйти. Один священник сказал мне, в чем смысл притчи о блудном сыне. Только в одном, чтобы понять, насколько дорог и ценен отчий дом. После этого не было метаний, я осознанно пришел к православной вере.
— Что укрепляло, помогало Вам на этом пути к Богу?
— Очень много читал святоотеческой литературы, среди которой произведения отцов-пустынников, аввы Евагрия Понтийского. С глубоким вниманием прочитал «Добротолюбие» — сборник духовных произведений древних православных авторов. Любимейший мой церковный писатель VII века преподобный Максим Исповедник, произведения которого я читал не более одной или двух страниц в день, потому что настолько содержательна была каждая строка для сердца и ума. Святители Игнатий Брянчанинов и Феофан Затворник оказали влияние на формирование моего мировоззрения.
Вспоминаю путь блаженного Аврелия Августина, правдиво описанный им в автобиографическом произведении «Исповедь». Известно, что его мать, святая Моника, глубоко религиозная христианка, неоднократно приходила к святителю Амвросию Медиоланскому и делилась переживаниями о сыне. В ответ она слышала только одно: «Молись, мать, молись». Шли годы и годы в молитве, и однажды ее сын, будущий блаженный Августин, принял святое Крещение, ощутив сильнейшее влияние благодати Божией и далее описав свои чувства в книгах. «Господи, ну я же не знал, что Ты так благ!» — восклицал будущий епископ. В будущем Августин Аврелий окажет большое влияние на развитие богословия. Его учение о благодати, церкви, нравственности определит направление богословской науки на столетия вперед.
Это не видно со стороны, но по крупицам созревает в сердце вера и позже приводит к результатам. Мы все время думаем, что Бог где-то там, далеко. А ведь, как говорят святые отцы, духовный мир ближе к нам, чем рубашка к телу. И Бог рядом — Христос посреди нас. Загляни в глубь себя, и ты все обретешь. «Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк.17:20-21).
— Многих людей приводит в храм драматичная ситуация в жизни, и лишь немногих чувство благодарности Богу. Пути Господи неисповедимы. Каков Ваш личный опыт по этому поворотному моменту в жизни человека?
— Да, есть путь книжный. Вера рождается от знаний, прочитав многое о вере, о Боге, логически приходишь к пониманию, что есть душа, есть Спаситель, есть неведомый другой мир. Но есть и другой путь, путь откровений, когда человек обретает веру через свой личный мистический опыт, и это заставляет его пересмотреть вообще свою жизнь. С таким ощущением столкнулся мой друг, мы вместе с ним подвизались в Оптиной Пустыни.
Этот человек был абсолютно вообще светский. Известный музыкант, жизнь которого была наполнена безудержными плотскими удовольствиями. И вот он просто перебегал через широкий проспект в Москве. Дошел до середины дороги будучи самим собой, а уже на другую сторону пришел совершенно другим человеком. Это редчайший случай. Что произошло? Прикоснулся Господь к нему, музыкант как от сна проснулся, как он сам описывает, было ощущение как от «удара» в голову изнутри. Это перевернуло всю его жизнь в дальнейшем. Человек обретает внутренний, духовный опыт — это совершенно неизвестное и новое до этого чувство.
Личный духовный опыт приводит людей к вере. Открывается неведомый ранее мир, о котором человек и не думает.
Мне было 16 лет, я не был крещен, ничего не искал. Но какие-то мистические темы о загробном мире, возможных космических пришельцах — все это было мне любопытно.
И вот однажды я смог обратить взор внутрь себя, как сейчас понимаю «умом вошел в сердце». Ну и что я увидел там? Каждый может из нас может закрыть глаза и увидеть черноту.
Я увидел эту черноту, повторюсь, что это было внутреннее ощущение, она сгущалась, была тяжелая, гнетущая с одной стороны, а с другой стороны, я вдруг ощутил, что она не всеобъемлющая, а это как некая пелена, за которой свет, но я его не видел, просто его почувствовал, и всё — больше ничего. И вот я впервые, в советское время, попадаю в храм. Мне предлагают Евангелие на папиросной бумаге, вижу тоненькую книгу, забираю с собой. И вот я ее открываю и на первой открывшейся странице читаю: «И свет во тьме светит, и тьма не объяла его» (Ин.1:5).
С этого момента я стал верующим. Все совпало с тем, что я чувствовал внутри себя. И стало понятно, что эта чернота, эта тьма — моя личная, она закрывает меня. Очисти сердце от нее и увидишь Свет. Ведь духовная жизнь очень простая, мы сами все усложняем. «Иисус сказал: славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам» (Мф. 11:25). Чем больше Света, тем больше ты с Богом.
Мы часто даем оценочные суждения человеку, сами того не подозревая насколько мы верно выражаем истину. Говорим: «А этот человек темный, с ним тяжело или этот человек светлый, с ним хорошо, легко». У светлого человека в душе больше Божьего. Стяжи этот свет Христов и счастлив будешь. Потому что со Христом тепло и радостно, и уже неважно, где ты и что ты. Самое главное — не терять этого Христова духа, стремиться к нему.
— Отец Алексий, уже три года Вы наместник Свято-Покровского мужского монастыря города Корсакова. Расскажите о Вашем служении?
— Начну издалека. Когда владыка Аксий (Лобов), в ту пору правящий архиерей, поручил мне заботу о монастыре, я был в смятении. Мы ранее договорились с ним, что в селе Охотском будем строить монастырь, там где у нас сейчас скит. Это очень красивый проект, расположен в замечательном месте. Благодаря нашему меценату Павлу Медведеву, мы и храм привели там в порядок и отстроили братский корпус. Надеялись, что именно в этом месте будет мужской монастырь, а корсаковский останется как есть. Но неожиданно, как снег на голову, произошло мое назначение. Я понимал, что нам предстоит огромная работа — нужно будет обустроить корсаковский монастырь, наладить богослужебную жизнь и сплотить братию.
Спустя некоторое время владыка Аксий успокаивал меня, говорил, что видел множество монастырей: прекрасные купола, каменные стены, полное благолепие, а вот духа Божия нет. Он говорит так: «Цените все, что вы тут видите, у вас есть то, чего нет в других монастырях. Сами не понимаете, какие вы счастливые. Нет внешнего, но это все поправимо, все наживное». Со временем, побывав в других (даже и прекрасно устроенных материально монастырях) все больше чувствовал правоту слов владыки, что у нас в монастыре особенная сердечно-тихая, мирная атмосфера и ею нужно дорожить.
Но это пришло не сразу: первые несколько лет мы с братией «притирались» друг к другу, формировался прочный костяк, кто-то уходил от нас, не все было гладко…
Монахи, как говорит наш владыка Никанор, форпост всего православия, духовный спецназ. Мир весь течет в одном направлении, а монахи должны идти в совершенно противоположном. Для этого и принимали постриг, и уходили от мира. И вот в этом небольшом, но очень важном, святом островке веры нам необходимо быть спиной к спине против врага рода человеческого.
Постепенно сплотились монахи, особенно те которые любят молитвенную тишину и стремятся, прежде всего, к ней. Приходится быть требовательным, строгим, но что бы ни происходило, монастырская братия — моя родная и, конечно, любимая уже семья.
И сегодня те, кто к нам приезжают, чувствуют эту особенную атмосферу у нас. Весной этого года увидела свет пилотная серия 12-серийного документального цикла «Граница на Кресте», задуманного как рассказ о православных обителях на рубежах России. Первый фильм — «Покров над островами» был снят у нас, в Свято-Покровском мужском монастыре. Автор идеи цикла, сценарист и режиссер, выпускница ВГИК Анна Вейлерт очень тонко и правдиво показала нашу атмосферу в обители. Выразила мысль, что истинная вера не в золотых куполах, не во внешнем благолепии, но в любви и тишине сердечной. Благодарю этого талантливого человека за неравнодушие, глубокое понимание души человеческой, которая всеми своими струнами стремится к Богу.
Нас сейчас 10 человек в монастыре, трудники приходят на время, есть и текучка. В епархии сегодня больше 20 монашествующих.
Стараемся регулярно собираться на соборное богослужение с матушкой Арсенией, настоятельницей и сестрами Свято-Владимирского женского монастыря в Березняках, в нашем скиту в Охотском, послужить ночные монашеские бденные службы. Мы начинаем примерно в 22.00 и до 3 утра служим. Как прекрасно поет хор! Служим при свечах, чтобы тишину не нарушать светом. И тогда понимаешь, что настоящая ценность православия в тишине сердечной. Таинственный шелест леса, плеск морских волн и шорох камней — это удивительное природное сочетание заставляет сердце трепетать. Что монаху еще нужно? Выходим после службы, раннее утро, спрашиваю: «Ну, что? Как?». И все отвечают: «Батюшка, мало». Когда человек вкусит хоть маленькую частичку истинной благодати, тогда ему уже ничего не нужно другого, и он хочет только одного — пребывать со Христом.
Вспоминаю, как восемнадцать лет назад приехал я на Сахалин и подумал: «Куда я приехал? Зачем я приехал? Что я тут делаю?». Такое тягостное впечатление произвел на меня остров. А потом все перевернулось во мне, я его полюбил. Сахалин — это диагноз. Он оставляет глубочайший след в душе и в сердце. Каждого трогает по-своему. Ну что еще нужно монаху? Здесь счастье.
— В этом году Южно-Сахалинской и Курильской епархии исполнилось 30 лет. Чувствуются перемены?
— Могу сказать за 18 лет своей службы. Сегодня наша епархия кардинально отличается от той, в которую я когда-то приехал. В тот период действовало большое количество сект на Сахалине. Сейчас их влияние максимально нивелировано, поскольку православие широкими шагами укрепляется на островах, растет количество приходов. Когда-то владыка Даниил (Доровских), ныне митрополит, сравнил нашу епархию с паровозом, который только разогревает свои мощности, чтобы начать движение. Но и это сравнение сегодня уже изжило себя. Завершившиеся несколько дней назад XIII Сахалинские региональные рождественские чтения, в мероприятиях которого участвовало более 2700 человек, показали объединение усилий духовенства епархии, представителей государственных структур в сфере образования и культуры, казачьих и других общественных объединений в укреплении роли православия на островах, реализацию инициатив в духовно-нравственном развитии общества и в укреплении российской государственности.
Год 30-летия епархии является для меня большой радостью, поскольку на Сахалин для соборной молитвы прилетели все те владыки, священники, которые служили тут раньше. Моя благодарность и уважение к каждому их них — безмерны. Служение на островах Сахалинской области сплачивает, остается незабываемым периодом в жизни, и всегда наполнено бесконечной и светлой любовью.
РИА «Сахалин-Курилы».