— Отец Виктор, здравствуйте! Вы родились в Южно-Сахалинске. Как вы стали священнослужителем? Как вера появилась в вашей жизни и когда вы приняли решение посвятить жизнь церкви?
— Я родился в Южно-Сахалинске и детство провел в 10-м микрорайоне, в окрестностях улицы Пограничной, учился в школе № 3 здесь рядом. Я был крещен на материке, в моем детстве у нас на Сахалине не было храмов и возможности их посещать. Однажды, возвращаясь из школы домой, родители тогда переехали в 14-й микрорайон, я увидел, что здесь есть какое-то молитвенное здание и зашел внутрь. Видимо, был какой-то большой праздник, людей было много, горели свечи и было ощущение будто на меня сошел жар. Но тогда я подумал, что я еще не готов ходить в храм, в этот приход. А потом, когда в 1995 году был построен Воскресенский собор, я решил посмотреть, что там. Как раз было Рождество 1995 года, шла служба, и меня это тоже заинтересовало. Нужно сказать, что тогда я не понимал, что происходит во время службы, но как-то подумал для себя, что постою, чтобы понять, что происходит и какое у меня будет внутреннее ощущение. И когда закончилась служба, я вышел из храма, я ощутил легкость и радость на душе, и я решил, что буду ходить на службы в храм. Посещать храм регулярно я стал позже, после Пасхи, примерно в мае месяце. Тогда на службах было немного молодежи. С учетом того, что я приходил в субботу, а не в воскресенье, там совсем было мало людей моего возраста. Через какое-то время меня заметили и предложили петь в церковном хоре. Петь я не умел, но мне было интересно. Там были ребята моего возраста, мне тогда было 17 лет. Когда я стоял на службе и пытался громко запеть, мне делали замечания, но терпели мое присутствие. И уже потом решили, что меня надо все-таки отправить из хора, потому что научиться петь я не смог. А в ноябре 1995 года в Южно-Сахалинск привезли Казанскую икону Божией Матери, и был крестный ход от храма на Пограничной до Воскресенского собора. И тогда меня священник пригласил принять участие в мероприятии. Я шел по улицам вместе со всеми, мне дали нести хоругвь, и я дошел до Воскресенского собора. Тогда я первый раз зашел в алтарь. С этого момента я стал ходить в храм не как прихожанин, а как алтарник, как тот, кто помогает при проведении богослужений. В основном все ребята ходили в Воскресенский собор, а я стал ходить в храм на Пограничной. Так моя жизнь стала полностью связана с этим приходом.
С 1995 года каждую неделю я старался приходить, помогал на службе. В какой-то момент у меня было решение, что я брошу институт, я тогда учился на юридическом факультете, и пойду поступать в семинарию. Но священник, отец Никанор, который сейчас архиепископ Южно-Сахалинский владыка Никанор, тогда сказал мне, что надо сначала доучиться, а потом уже решать, кем я буду дальше. Я согласился с его словами и продолжил учебу, но потом понял, что жизнь священника очень непростая, и я не смогу стать служителем церкви, а буду простым прихожанином. Были разные разговоры с владыками, чтобы я все-таки пошел в церковь работать и служить. В какой-то момент владыка Аркадий серьезно поставил вопрос, чтобы я уже наконец принял решение и пришел в священство. Постепенно я закончил учиться, работал юристом, приходил иногда в храм. А потом в 2001 году приехал владыка Даниил, и он нашел нужные слова, которые меня действительно тронули, и тогда я пришел в епархию.
Примерно в то же время я ездил в монастырь в Дивеево. У меня были три дня до вылета на Сахалин из Москвы, но я сильно заболел. У меня встал выбор оставаться в столице или осуществить свою мечту, и я все-таки сел на поезд и поехал к преподобному Серафиму. Из поезда я вышел в 4 часа утра, у меня была температура, озноб, на улице был холод, я доехал до монастыря на такси. Машина остановилась, сумерки перед рассветом, никого вокруг, один фонарь колышется. Я вошел на территорию монастыря, был церковный праздник, ранняя служба, и поэтому я смог зайти в храм. К концу службы мой жар и озноб прошли. Я выздоровел. Там же я исповедался и причастился. Спустя год после поездки, в 2002 году, владыка Даниил рукоположил меня в священники. Я не рассказывал владыке об этой поездке в Дивеево, но он принял решение рукоположить меня именно в этот день — день памяти Серафима Саровского.
— Вы знакомы со всеми владыками, которые управляли островной епархией за эти 30 лет. Расскажите, чем каждый из них запомнился лично вам?
— Каждый из них по-своему интересен и уникален. Я знал каждого из них. К сожалению, епископ Аркадий умер, но с остальными мы в хороших, теплых отношениях. Конечно, Владыка Даниил для меня имеет особое значение, потому что в его период я стал священником. Именно он нашел нужные слова, весомые для меня аргументы и показал доброе отношение, которое позволило мне, доверяя ему, прийти в церковь. Служение священника — это нечто особое. Это не просто работа, это жизнь как некое посвящение. Личное доверие крайне важно. Вместе с тем владыка Аркадий был человеком своего времени. Он умел находить общий язык и аргументы для руководителей нашего региона. Он лично знал Игоря Фархутдинова, когда тот был еще мэром, он его крестил, поддерживал в работе, и губернатор тоже относился к нему с большим уважением. У нас также был вице-губернатор Виталий Гомилевский, человек очень ответственный, серьезный, но владыка Аркадий местами мог и ему жестко сказать свою позицию, а Гомилевский его слушал и прислушивался к его мнению. Он умел выстраивать отношения, договаривался, чтобы различные здания передавали верующим, ведь тогда не было ни храмов, ни приходов. Он заботился о развитии православия, привозил церковную утварь из Москвы, бывало самолетами.
Владыка Ионафан развивал богослужебную деятельность. Он организовал большой хор в Воскресенском соборе, где были задействованы около 30 человек. Он проводил большую просветительскую работу, организовал издание газеты «Сахалинский православный вестник». Эта газета выходила ежемесячно с 1997 по 2003 год. Тогда это был важный этап жизни церкви. Потом у нас был опыт совместного издания газеты. Мы выпускали региональное приложение к федеральной газете «Церковный вестник». Издание тоже выходило несколько лет, с 2005 по 2010 год. Для меня это был очень большой опыт. Выпуск мы готовили раз в две недели, и мне надо было наполнять четыре полосы, обложку и последнюю страницу, плюс нужно было верстать ее в едином стиле с общей газетой. Было очень интересно. Не было редакторов, корректоров, мы все делали сами. Возвращаясь к владыке Ионафану, он был инициатором строительства нового Кафедрального собора. При нем начались службы в нижнем храме Воскресенского собора.
Потом к нам приехал владыка Даниил. Это было время, когда усилился интерес к церкви. Люди обратили внимание, готовы были строить храмы, активно интересовались жизнью церкви. Первоначально приходы в основном находились в приспособленных помещениях, а затем церковные общины наконец перешли в настоящие храмы. Владыка Даниил служил достаточно долго на Сахалине — с 2001 по 2010 год.
При владыке Тихоне был построен Кафедральный собор. Плюс он приехал на Сахалин в 2003 году и служил с нами еще до того, как стал Владыкой. Он очень хорошо знал духовенство региона, а мы все относимся к нему с большим уважением.
Владыка Аксий прослужил недолго, два года всего, но в период его служения была пандемия коронавируса. Храмы где-то закрывались, но на Сахалине и Курилах были открыты. Он сумел договориться с властями, администрацией, чтобы храмы не закрывали. Поэтому также оставил важный след в истории. Плюс при нем на Сахалине появилось радио «Вера». Он самостоятельно договаривался обо всем, находил средства на то, чтобы приобрести радиоволну и организовать вещание.
Сейчас служит Владыка Никанор. О нем тоже можно много хорошего сказать, но итоги подводить рано. Поэтому каждый владыка внес свой вклад и оставил о себе добрую память.
— Вы с 2003 года являетесь настоятелем храма Святителя Иннокентия Московского в Южно-Сахалинске. Расскажите, что было сделано за эти 20 лет? Как изменилась жизнь прихода? Какую просветительскую деятельность ведет храм?
— Первое, что сделано, — это построена новая церковь. Изначально приход размещался в приспособленном помещении, но в 2009 году был наконец построен новый храм. Конечно, легко сказать «построен», но этому предшествовал целый период работы, договоренностей и согласований. В 2004 году, когда мы отмечали 10 лет прихода, мы обратились в мэрию Южно-Сахалинска, чтобы нам выделили земельный участок для возможности строительства нового храма. Сначала нам дали землю, но поменялась городская власть, новый мэр Лобкин отказался давать разрешение. Мы собирали подписи, более трех тысяч жителей города выступили в поддержку строительства нового храма. В итоге накануне престольного праздника, а мы ежегодно отмечаем день памяти Иннокентия Московского 6 октября, где-то 27 сентября, нам дали разрешение на строительство, и надо было очень срочно его начинать. У нас не хватало средств, и мы обратились за помощью в компанию «Сфера». Директор компании — Андрей Залпин, — является нашим прихожанином, и сначала я попросил его построить фундамент. После этого компания «Сфера» нас не бросила и продолжила строительство бетонного храма. Чудо какое-то, что мы получили такую помощь.
При храме у нас есть воскресная школа. Она работает с 1995 года. В лектории также проходят Евангельские беседы по средам, различные тематические занятия. Сейчас у нас также действует семейное объединение. В разное время в лектории проходили различные курсы, семинары и другие мероприятия для жителей. Огласительные беседы накануне крещения мы также проводим в помещении лектория.
В этом году мы провели большой ремонт. Это было непросто и затратно. Здание старое, примерно 1956 года постройки, и за все эти годы здесь не делали капитального ремонта лестницы. Мы ее заменили, привели в порядок несколько комнат. В финансировании нам помогла компания «Газпром», но мы до сих пор рассчитываемся за все проведенные работы.
Ежегодно с 2008 года прихожане храма совместно с Братством Александра Невского проводят рождественскую благотворительную акцию «Сотвори свое Чудо». В этом году мы также организовали сбор рождественских подарков для детей. Мы дарим подарки нуждающимся семьям, которые оказались в трудном положении или по разным причинам не могут сделать детям подарки. Сюрпризы также получат дети участников специальной военной операции. Принести подарки можно к нам, на Пограничную, 38, в лекторий. Это могут быть игрушки, развивающие игры, книги, конфеты или другие полезные подарки, в том числе гаджеты.
Многие люди здесь крестились, у нас есть свои прихожане. Это наша история, церковная жизнь. В следующем году мы будем отмечать 30-летие прихода.
— Расскажите подробнее об объединении «Братство Александра Невского». Какая главная задача организации и какую деятельность вы сейчас ведете?
— У нас при храме действует молодежное движение «Братство Александра Невского». В следующем году мы будем отмечать еще один юбилей — 20-летие организации. В 2004 году, когда я стал служить в этом храме, пришли ребята-прихожане и попросили помощи. У них была секция рукопашного боя и им нужен был спортзал для проведения тренировок. Мы разговорились и решили сделать патриотическую, молодежную организацию. В 2004 году мы подали документы в юстицию и зарегистрировали ее как региональную общественную организацию. Несколько дней в неделю ребята занимались рукопашным боем, а по воскресеньям мы встречались и проводили занятия по истории и основам православия. Потом так получилось, что мы разделились: на тех, кто больше тяготел к спорту, и на тех, кто приходил послушать лекции. Решили, что секция будет отдельно, а движение сконцентрируется на различных акциях и мероприятиях. Несколько лет мы приглашали преподавателей, которые проводили лекции для жителей города, это был просветительский проект. Нам помогал Фонд Андрея Первозванного. В 2005 году «Братство Александра Невского» совместно с Фондом Андрея Первозванного установили на площади Славы в Южно-Сахалинске Поклонный крест в память об освободителях Сахалина и Курил. Событие приурочили к 60-летию окончания Второй мировой войны. Позже крест немного перенесли, сейчас участники Братства каждое первое воскресенье месяца проводят у креста братский молебен.
Также с 2006 года мы выезжаем в Александровск-Сахалинский район, в село Дуэ. На место, где в 1861 году на Сахалине побывал архиепископ Иннокентий. При очень трагических обстоятельствах его корабль попал в шторм, и в память об этом событии мы ежегодно приезжаем летом. Помимо этого, у нас еще есть зимний православный образовательный форум, который мы проводим совместно с агентством по делам молодежи. Помимо этого, Братство Александра Невского организует различные просветительские акции, пикеты и много других мероприятий. Например, в уходящем году мы реализовывали большой просветительский проект, посвященный выдающемуся русскому философу Ивану Ильину. Посетили несколько районов области, включая Оху и Курилы.
— Помимо настоятеля храма Святителя Иннокентия Московского в Южно-Сахалинске, вы также возглавляете молодежный отдел епархии. В чем заключается ваша работа?
— Я являлся руководителем миссионерского отдела епархии с 2003 по 2023 год. Молодежный отдел возглавляю с 2011 года. За эти годы я объехал все районы Сахалинской области побывал в самых отдаленных поселках, где нет священнослужителей проводил службы, встречался с верующими. Мне очень запомнилась поездка в село Первомайск в Смирныховском районе. В селе есть храм, но нет священника, и мы привезли туда ковчег с мощами святого праведного Алексия (Мечева), это святой, который жил в конце XIX, начале XX века. Люди нас очень тепло встретили и были рады нашему прибытию. Когда привозят святыни, это требует серьезных организационных моментов. Конечно, это все тоже входит в мои обязанности, как благочинного и ответственного за миссионерскую и молодежную работу.
— По случаю 30-летнего юбилея Южно-Сахалинской и Курильской епархии прошло большое количество различных мероприятий. Расскажите поподробнее об исторических и познавательных видеороликах, которые вышли в честь этой памятной даты.
— У нас был совместный проект с телекомпанией «ОТВ», в рамках которого мы записали пять интервью с архиереями, которые служили на Сахалине в разные периоды: с владыкой Ионафаном (1997-1999 годы), владыкой Тихоном (2011-2019 годы) и владыкой Аксием (2019-2021 годы). Также мы записали интервью с архиепископом Корейским Феофаном, который родился на Сахалине, служил здесь священником и потом был рукоположен епископом в республику Тыва, а сейчас еще и является архиепископом в приходах Южной и Северной Кореи. Также мы поговорили с игуменом Филаретом (Пряшниковым), который тоже служил здесь священником, а сейчас является настоятелем знаменитого Староладожского монастыря в Ленинградской области. Пять записанных интервью уже вышли, и они есть в свободном доступе в интернете. Я считаю очень важным познакомить зрителя с очевидцами событий развития епархии в разные периоды, с их впечатлениями, ощущениями, пожеланиями. Вторая часть — это были пять небольших видеороликов об истории становления православия на Сахалине и Курилах: о возрождении православия, формировании епархии, строительстве храмов и ярких событиях в истории православной жизни на островах.
— Что бы вы хотели пожелать прихожанам и всем жителям Сахалина и Курил в преддверии Нового года?
— До того, как я пришел в церковь, основным праздником для меня был Новый год. Это хороший семейный и объединяющий праздник, когда можно подвести итоги и поздравить родных и близких. Но когда я стал осознано приходить в храм, моим первым церковным праздником стало Христово Рождество. В тот момент в моей картине мира многое поменялось, и с тем пор я уже не вздыхаю вокруг Нового года. Свое внимание я обращаю на праздник Рождества. Именно в этот день мы вспоминаем, как Бог приходит в этот мир, проявляет доверие к человеку и становится одним из нас. Одно дело, когда ты живешь и чем-то занимаешься, но совсем другое, когда в твою жизнь приходит Бог, Творец вселенной. Значит, жизнь настолько имеет высокий смысл, что даже Богу интересно, чем ты занимаешься, это очень важно. Праздник Рождества очень светлый, добрый, и он направляет нас на то, чтобы мы помнили, зачем мы здесь живем, свое предназначение, в чем смысл нашей жизни. Поэтому я всех читателей поздравляю с наступающим 2024 годом и с праздником Рождества Христова. Желаю, чтобы свет Вифлеемской звезды и это событие освещали и освящали нашу жизнь, и чтобы мы могли, как и древние волхвы, принести свои дары родившемуся богомладенцу Христу. Пусть это будут наши добрые дела, мысли, те наши молитвы, которые каждый человек в какие-то моменты своей жизни произносит, обращаясь к Создателю, с благодарностью за все, что Бог дает нам в этой жизни.
РИА «Сахалин-Курилы».