В арт-резиденции «Маяк» в Южно-Сахалинске побывал гость из Москвы. Он рассказал о киностудии «Союзмультфильм», которую возглавляет. Эта компания продолжает традиции советской студии с таким же названием, основанной в 1936 году. В то же время она представляет собой совершенно новую организацию.
"В 2017 году мы получили от наших предшественников только одно название. Всё пришлось создавать с нуля. Приходится заниматься не только производством фильмов, но и заботиться о том, чтобы они дошли до зрителя, а также анимационными брендами, детскими тематическими парками и другими сопутствующими видами деятельности», — рассказывает Борис Машковцев.
Он также подчеркнул, что работа с анимацией не является перспективным источником дохода. Это занятие характеризуется низкой производительностью — всего лишь две секунды в день, независимо от используемых технологий. Кроме того, оно требует высокой ответственности и требует значительных усилий и времени.
В настоящее время в нашей стране функционирует 80 профессиональных анимационных студий, в которых трудится 5,5 тысячи специалистов. Ежегодно они выпускают 9000 минут фильмов. Как отметил гость, одной из ключевых проблем является концентрация студий в нескольких городах: Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге и Воронеже. В связи с этим они активно используют любую возможность, чтобы узнать о достижениях в других регионах.
Основным препятствием для развития индустрии является не отсутствие финансирования, а нехватка квалифицированных специалистов. Чтобы восполнить этот пробел, в стране необходимо создать «творческий лифт» для профориентации и подготовки детей в данной сфере, начиная с пятилетнего возраста.
На «Союзмультфильме» и в сотрудничестве с высшими учебными заведениями уже ведётся активная работа в этом направлении. Они сотрудничают со школьниками, участвуют в разработке образовательных стандартов, а также готовят преподавателей и сценаристов. Стоит отметить, что в России сейчас работает более 400 детских анимационных студий.
Борис Александрович считает, что для успешной работы в сфере анимации недостаточно просто обладать навыками использования компьютерных технологий. Необходимо иметь базовое классическое художественное образование.
Отрасль анимации в России молода, но быстро развивается. Наша страна — крупный рынок анимации, и зрители с нетерпением ждут выхода новых мультфильмов. Российские анимационные фильмы востребованы и за границей.
«В анимацию идут хулиганить, а не заниматься педагогикой», — говорит Борис Машковцев. — Конечно, мы привлекаем к оценке фильмов психологов, чтобы не навредить детям, но главная ответственность за тем, что они смотрят, лежит на их родителях».
Его коллеги считают, что знакомство с культурой начинается с мультипликации, которая объединяет в себе все виды искусств. Однако не все с этим согласны, например детские писатели. Они считают, что основой всего являются книги.
Если с детской аудиторией всё относительно понятно, то создание фильмов для подростков вызывает большие сложности. Ведь нужно быть интересными как им самим, так и их родителям. Как этого достичь в условиях постоянного конфликта поколений, остаётся загадкой.
Возможно, их примирит то, что в анимации стали работать известные артисты, такие как певец Сергей Жуков и Гарик Харламов (Бульдог).
Машковцев заверил, что обсудит с сахалинскими художниками возможность участия в проектах «Союзмультфильма». Он отметил, что «нам необходима свежая кровь».