После этого ребят познакомили с биографией классика нивхской литературы Владимира Санги, а также со сказками и легендами в обработке писателя из книги «Сказки Сахалина».
– В сказках и легендах коренных народов Севера раскрываются их думы, мысли, мечты о прекрасном будущем, сохраняются предания древней истории. Например, нивхские сказки о медведе, бурундуке и кедровке, «мудрой» нерпе, тюлене и камбале высмеивают жадность, хитрость, лесть, коварство. В них всегда выходит победителем честный, смелый герой. Эти сказки живут в народе и передаются из поколения в поколение, потому что учат добру, развивают в человеке его лучшие качества и творческое мышление, – считает О. Фатина.
Ранее литературный час, посвященный нивхскому фольклору, прошел в гимназии № 1 им. А. С. Пушкина. Сотрудники областной детской библиотеки планируют продолжить работу в этом направлении и в других островных школах.
Сахалинских школьников знакомят с нивхским фольклором
Литературный час «Нивхские легенды» провели для учащихся 4-го класса школы № 21 Южно-Сахалинска специалисты Сахалинской областной детской библиотеки. Мероприятия посвятили жизни и творчеству основоположника нивхской литературы Владимира Санги, который недавно отметил свой 80-летний юбилей.
– Самобытность любого народа выражается как в особенностях быта и внешнего облика, так и в своеобразии культуры и языка. Культура каждого народа значима для всех людей и должна сохраняться вне зависимости от того, велик или мал этот народ по численности, – отметила библиотекарь Ольга Фатина.
Первым делом ребят познакомили с условиями быта народов Севера, их национальными костюмами, предметами охоты, музыкальными инструментами. Пособием для этого послужила книга из фондов детской библиотеки «Культурное наследие народов Дальнего Востока. Сахалинская область». Например, школьники узнали, что из бересты нивхи плетут туески, в которых носят ягоды и воду, а также берестой украшают национальные костюмы.
Особенно мальчишек и девчонок заинтересовал рассказ о традиционном нивхском комплексе обрядов, связанных с культом медведя, – медвежьем празднике. Этот зверь, в представлениях народов Сахалина, был горным человеком или духом.
– У нивхов существовал определенный ритуал – они ловили медвежонка, сажали его в клетку, кормили, растили, а потом приносили в жертву. Медвежье мясо ели ночами в течение всего праздника, а в промежутках между приемами пищи устраивали танцы, игры, песни. С одной стороны, это действо было связано с промысловым культом, с обрядом кормления хозяев земли, леса и гор, с другой – с поминками по умершему родственнику, душа которого якобы переселялась в медведя, – рассказала Ольга Викторовна.