Японские пианисты покорили сердца меломанов Южно-Сахалинска

27 ноября 2016, 19:48Культура
Фото:

- Конечно, они отличаются стилем и манерой исполнения, формированием репертуара. Но такие гастроли помогают понять, чем живет современное фортепианное искусство Страны восходящего солнца. Сам с нетерпением жду начала, - выразил ожидания многих зрителей Андрей Костин.

Когда на сцену вышел генеральный консул Японии в Южно-Сахалинске Рюити Хирано, зал ждал принятого в таких случаях официального представления мероприятия и исполнителей. Глава островного подразделения внешнеполитического ведомства Японии действительно рассказал о творчестве Сато Хироо и Это Сачико и выразил признательность колледжу за сотрудничество и помощь в организации концертов. Южно-сахалинские меломаны помнят еще выступление в 2015 году студентов Хоккайдского университета. Сюрприз зрителей ждал, когда господин Хирано попросил публику запастись терпением на несколько минут и сам сел за рояль. Он сыграл «Золотой порошок» одного из самых парадоксальных французских композиторов XX века Эрика Сати. Кстати, эксцентричный пианист считается еще и одним из основоположников музыкального авангарда. Так что для дебюта генконсул выбрал не самую легкую вещь, но справился отлично и был вознагражден одобрительными аплодисментами зрительного зала.

На единственный концерт двух молодых японских пианистов сегодня в Южно-Сахалинске попали только счастливчики.

Небольшой зал Сахалинского колледжа искусств не смог вместить всех желающих послушать игру Сато Хироо и Это Сачико. Первый приезд на остров музыкантов интриговал по многим причинам. Самая главная – их учеба в Московской консерватории у легендарной советской пианистки Элисо Вирсаладзе. Как поделился перед концертом директор колледжа Андрей Костин, без сомнения, в их творчестве должен наблюдаться любопытный симбиоз двух национальных музыкальных школ.

Мужская часть дуэта была отмечена на международном конкурсе в честь Сан Никола Дибари специальной премией Ференца Листа. В 2016 году Сато Хироо взял первое место на международном конкурсе в Барселоне в честь Марии Канарс, а также премию Гранадос и приз зрительских симпатий. Музыкант постоянно ездит с гастролями по всей Японии, в Италию, Испанию, Россию и Китай. В его активе – диск Hiro Sato plays 3 Sonatas, в 2017 году поклонники ждут выхода второго альбома.

За этими успехами стоит фантастический труд. После аспирантуры при Токийской консерватории пианист продолжил образование в Берлинском университете искусств. После смерти преподавателя он уехал в Москву. При смене педагога ему пришлось и кардинально менять технику: постановка рук и пальцев диаметрально противоположна в немецкой и русской фортепианных школах. По признанию Сато Хироо, переучиваться пришлось долго, легче далось покорение легато.

- Русская техника позволяет брать больший диапазон, и вообще с ней играть очень удобно, - поделился музыкант после концерта.

В завершение концерта гости вновь вернулись к дуэту и подарили на прощание «Литанию» Сомния Сато. Думаю, после первого сахалинского концерта на острове у пары осталось немало поклонников, которые пополнят список их фанов по всему миру. За непродолжительное время у обоих пианистов накопился список внушительных побед на самых разных творческих состязаниях.

Это Сачико ответила на это сонатой №2 Сергея Прокофьева. Поразительно точно она уловила динамизм и скерцозность, задушевность и лиризм одной из самых русских творений композитора. Трудно было поверить, что такая энергия и напор могли родиться под пальцами хрупкой и миниатюрной даже для японки исполнительницы. Свою часть выступления девушка закончила одной из вариаций соотечественника Ёсинао Накада.

В сольных выступлениях, безусловно, прослеживалась индивидуальность каждого. Сато Хироо выбрал для сахалинского концерта «Вариации на тему Корелли» Сергея Рахманинова, своего любимого автора. Одно из поздних творений русского гения требует от исполнителя умения чувствовать жанровые стилизации и владения тонкой колористикой. Может быть, в силу молодости пианист не в полной мере смог передать в общем-то не совсем веселые размышления о неудержимом времени, уничтожающем наши воспоминания. Ближе по духу исполнителю, так показалось многим, была замечательная аранжировка корейского хита всех времен «Ариран» Акиры Нисимура. В ней Сато Хироо продемонстрировал и крупную, и мелкую технику, а начальный и финальный пассажи просто хотелось услышать на бис.

В общем, публика была уже подготовлена, когда на сцену вышли Сато Хироо и Это Сачико. Первые несколько произведений дуэт сыграл в четыре руки, а затем демонстрировал мастерство порознь. Кстати, творческий тандем скоро станет и семейным. Через год пара закончит стажировку в Москве и поженится. Как призналась Это Сачико, своему счастью они обязаны столице России, где встретились и решили соединить судьбы. Конечно, в совместном исполнении чувствовалось удивительное взаимопонимание, без которого не существует профессиональных дуэтов.

Не менее внушительный список конкурсных выступлений и у Это Сачико. Ее успели полюбить меломаны Европы и Азии. В этом году пианистка получила премию Скарлатти как наиболее выдающийся исполнитель его сонаты. Видимо, не просто в ее программе появилась и соната Прокофьева. Во время ее игры вспомнилась фраза одного из крупнейших композиторов современности Артура Онеггера. Он уверен, что «Не пальцы, блуждающие вслепую по клавишам, а разум, мысль должна творить музыку». Как поделилась в интервью пианистка, она не думает во время игры о технике, ее словно кто-то диктует свыше. С самыми маленькими руками в мире (так охарактеризовала их сама Это Сачико) она умудряется брать мощные звуки, при этом сохраняя певучесть. По ее словам, этому поражается и сама Элисо Вирсаладзе. По собственному признанию, как и Сато Хироо, она долго добивалась ровности и точности легато.

Конечно, мы не могли поинтересоваться у генконсула, ожидают ли еще сахалинцев подобные концерты. По словам Рюити Хирано, пока конкретных персоналий нет, но практику подобных выступлений, как и обменных культурных мероприятий между Сахалином и Японией, нам обещают продолжить. Кстати, почти семейную пару пианистов в Южно-Сахалинск пригласил помощник главы Генконсульства Японии. Молодой человек сам любит музицировать и во время стажировки в Москве познакомился со многими музыкантами. Надо признать, что самое музыкальное подразделение внешнеполитического ведомства Страны восходящего солнца работает на Сахалине. Сам Рюити Хирано покорять черно-белые клавиши начал всего пять лет назад. В то время он служил в посольстве Японии в Москве.

- Я тогда оставил семью в Токио и чтобы занять выходные, нашел педагога - студентку Московской консерватории – и стал постигать искусство игры на фортепиано. Хотя мечтал об этом с детства, но тогда возможности не было. На Сахалине пока не нашел музыкального наставника, но продолжаю заниматься самостоятельно, - поделился господин Хирано.

Авторы:Администратор Администратор