На Сахалине состоялась премьера детской оперы «Брундибар».
На сцене Чехов-центра в четверг легендарной постановке пришлось, условно говоря, бисировать. По просьбе зрителей ее представили за день дважды с перерывом в пару часов. Не припоминаю прецедентов в мировой истории. Можно только аплодировать самоотверженности юных вокалистов и оркестра.
На всех трех (включая генеральный прогон) показах был аншлаг. При этом в зале преобладали юные зрители. Среди взрослых особенно волновался педагог дополнительного образования южно-сахалинской гимназии №3 Георгий Румянцев: в премьере участвовали оба его сына. Младшему Александру досталась главная роль Пепички, а старший Владимир участвовал в группе, изображавшей домашних животных. По мнению специалиста, получилось эмоционально очень сильное произведение, которое погрузило зрителей в атмосферу далеких военных лет.
Он от имени переживших войну ребенком вручил цветы и благодарственные письма Мстиславу Пентковскому, Тиграну Ахназаряну и хормейстеру сахалинской постановки Валентине Тутуровой. А вот губернатор Олег Кожемяко и мэр Сергей Надсадин свои букеты вручили юным исполнителям Александру Румянцеву и Полине Гринь.
В коротком выступлении глава региона поблагодарил всех, кто смог передать боль детей войны.
- Это поколение еще живет среди нас, пройдя через множество лагерей смерти, пережив оккупацию и голодные послевоенные годы. Они при этом сохранили любовь к Родине. И очень важно, чтобы она передалась следующим поколениям. Только при таком условии наша страна будет вечной. Наша задача – не допустить подобных трагедий в любой точке мира. Безусловно, такие спектакли волнуют наши души. Мы все вместе переживали за судьбы тех, кто был обречен, не увидел победы и последующего возрождения мира, - поделился впечатлениями после премьеры Олег Кожемяко.
Об успехе премьерного спектакля говорит тот факт, что сахалинские дети войны посмотрели ее дважды. Как признался председатель региональной общественной организации «Дети войны» Валентин Мазур, постановка вернула их в военные годы.
- Детская память удивительна. Четырехлетним мальчиком я запомнил, как жгут село. И уже понимал, что, если поджигают, значит, придут свои. А с ними и отец. Вот это все я вспомнил сегодня на спектакле. Впервые за историю существования нашей организации мы в перерыве собрались на короткое заседание. И решили, что обязаны поблагодарить тех, кто помог юным артистам прожить жизнь своих сверстников из далеких военных лет, - рассказал Валентин Мазур.
Что касается качества сахалинской постановки, то все исполнители справились с партиями, рассчитанными на диапазон детского голоса. Удивительно тонко взаимодействовал с солистами и хором дирижер Южно-Сахалинского симфонического оркестра Тигран Ахназарян. Маэстро, который всегда трепетно относится к партитуре оригинала, точно следовал ее легкой незатейливой атмосфере. Спасибо, что он обошелся без педалирования трагических моментов, а создал светлую музыкальную симфонию, контрастировавшую с кадрами на заднике. Кстати, приятно было видеть после долгого перерыва использование оркестровой ямы по назначению. И попутно возникла мысль: неплохо бы найти приличную базу для коллектива Тиграна Ахназаряна. В Чехов-центре оркестр прозвучал совсем по-другому в сравнении с концертным залом Дома культуры «Родина», где в последнее время он дислоцируется. А в идеале, конечно, оркестру нужен филармонический зал.
Исторический план в спектакле московский режиссер Мстислав Пентковский и художник из Питера Вячеслав Окунев создали за счет потрясающего видео и фоторяда. Он и превращает оперную сказку в трагедию. Это как знак «Титаник» в кадре любого фильма сделал бы картину трагедией.
На огромный экран, который служит задником, проецируются кадры документальной хроники. На них запечатлены малолетние узники концлагерей, сохранились даже снимки той легендарной постановки. На них юные актеры и автор, которые потом сгорят в печах Освенцима. Такое столкновение временных пластов оказывается просто катарсисом для зрителей. А юным артистам - учащимся детских музыкальных школ и школ искусств Южно-Сахалинска и гордости области – хору «Кантилена» — постоянно превращаться в участников той военной постановки и сегодняшних школьников, пристально вглядывающихся в лица своих погибших сверстников.
Сахалин попал в число избранных, где поставили детское произведение чешского композитора Ганса Красы. До Южно-Сахалинска его слушали зрители в Волгограде, Санкт-Петербурге и Москве. Все эти города стали во время Великой Отечественной войны ее переломными этапами. А во Владикавказе постановка осуществлена в память жертв Беслана. А Сахалин в этом списке, потому что именно на наших островах была поставлена финальная точка во Второй мировой войне.
Если бы не война, «Брундибар» был бы обыкновенной детской сказкой о злом волшебнике, который не дает юным героям спасти умирающую мать. Трагический ореол ей придает история постановки оперы. Премьера состоялась в фашистском концлагере Терезиенштадт, где автор поставил ее с юными узниками. Постановка выдержала 55 представлений, после чего всю группу отправили в Освенцим. Там в 1944 году погиб и композитор с чешскими и еврейскими корнями Ганс Краса.
К сожалению, организаторы не подумали о пресс-подходе для журналистов. Не удалось пообщаться с режиссером и дирижером благодаря традиционной стойкости сотрудников Чехов-центра, грудью вставших на защиту вверенного им объекта. А жаль, вопросов родилось много. В частности, пришлось ли трансформировать постановку из-за местных особенностей и не проще ли было прибегнуть к участию профессиональных меццо и контр-теноров. Интересно было бы и мнение худрука оркестра о работе с детским коллективом исполнителей после дирижирования оперными постановками в лучших театрах страны. Но, увы!