На «Сахалинской рампе» 19 июня прогремел спектакль «Sociopath/Гамлет». Авторскую версию знаменитой шекспировской трагедии, поставленную театром «Старый дом» (Новосибирск), на переполненной сцене Чехов-центра посмотрел корреспондент РИА «Сахалин-Курилы» и до сих пор не может отойти от увиденного.
«Социопат» — пожалуй, самая титулованная постановка на нынешнем театральном фестивале. Входит в топ-15 лучших российских спектаклей по Шекспиру по версии Яндекса, одна из самых заметных постановок сезона 2017-2018 по мнению экспертов «Золотой маски», лауреат профессиональной театральной премии «Парадиз» за режиссерскую репрезентацию классики, лучшую мужскую роль (Анатолий Григорьев, Гамлет), за работу художника…
По словам режиссера «Социопата» и главрежа театра «Старый дом» Андрея Прикотенко, текст пьесы — это полностью переписанный им в соавторстве с артистами «Гамлет» Шекспира.
— Когда я пришел посмотреть один известный спектакль в Петербурге, мне в какой-то момент показалось, что шекспировские тексты, кем бы они ни были переведены на русский язык, сегодня не работают. Артисты и режиссер хотят сказать больше, чем написано даже в самом замечательном переводе этого произведения. В наши дни уже выработался свой язык, есть свои приметы времени, поэтому требуется уже свой текст «Гамлета». И я переписал эту историю — не для того, чтобы поставить ее на сцене, а просто для себя. И мои коллеги потом уже начали меня уверять, что из этого материала можно сделать спектакль — тот, который мы в итоге привезли на Сахалин, — рассказал он.
Премьера «Sociopath/Гамлет» состоялась в прошлом сезоне и труппа активно гастролирует с ним — выступали в Ростове, Москве, Петербурге, Берлине.
— В Новосибирске спектакль популярный и успешный, особенно среди молодой аудитории. Это люди 17-30 лет — те, которые формируют моду. И мы очень рады, что зацепили этот сегмент, — говорит Прикотенко.
Отвечая на вопрос, есть ли «что-то необычное» в этой постановке режиссер ответил заготовкой: «Всегда говорю, что в нем нет ничего необычного, это самый заурядный спектакль». И, конечно, он слукавил.
Неожиданности начались уже с порога. Зрителей рассадили прямо на сцене Чехов-центра вокруг клетки, где скоро должно было начаться действо. А зал, откуда театралы обычно наблюдают за артистами, отделили занавесом. По стенам бежали компьютерные коды, как бы загружая пришедших в киберпространство.
После третьего звонка гости готовились услышать привычное «пожалуйста, отключите ваши мобильные телефоны». Но, господа, вы же пришли на другого «Гамлета», поэтому: «мы будем рады, если вы снимете происходящее и поделитесь своими репортажами в соцсетях». И тут хочется отметить парадокс — о мобильнике во время этого спектакля забываешь напрочь, настолько в нем хочется раствориться. Что доказала и публика — черноту зала практически не освещали экраны телефонов все два часа, что шел перформанс.
Действие шекспировской трагедии Прикотенко перенес в наше время и попытался найти эквивалент Гамлета в современности. Переосмыслил автор и тему подвига («Ну кто их сейчас совершает?»). Новый «принц датский» в авторской версии — социопат, который живет внутри своей системы, созданной им же самим.
Описывать то, что творили артисты «Старого дома» на сцене, — занятие неблагодарное. Это тот случай, когда стоит хотя бы один раз увидеть самому. Местами это напоминало концерт Оксимирона (Гамлет в исполнении Анатолия Григорьева с галерки уж больно был похож на популярного исполнителя) и рэп-баттлы, местами — компьютерную игру на смартфоне. «Версус» главного героя с его антагонистом Клавдием без преувеличения раскачал зал, как шторм лодку, и наверняка бы собрал миллионы просмотров на Youtube.
«Дядя Клава» здесь трансформировался в нерефлексирующую «фитоняшу» — тоже узнаваемый герой наших дней (и вот он, истинный социопат), мать Гамлета и жена Клавдия Гертруда почти все время рассекает по сцене на гироскутере и больше смахивает на робота, чем на человека. Полоний не выпускает из рук теннисную ракетку, а его дочь Офелия все время трясется, как будто засунула пальцы в розетку (потом ее отец признается, что так и было), друзья Гамлета Розенкранц и Гильденстерн перемотаны пищевой пленкой…
Постановка получилась на редкость интерактивной, актеры не просто разрушают четвертую стену, а сносят ее к чертям за ненадобностью. Так, Гамлет предлагает зрителям своеобразную игру: он зачитывает фразу, а зал ему в ответ кидает свой безразличный «пох». Сначала это кажется забавным, а потом — страшным («люди в погонах насилуют детей, а мне…»), и возникает дилемма не хуже, чем у принца датского: пох мне или не пох?
Со сцены вспомнили и тех, кого невозможно забыть, людей-«примет своего времени»: Виктора Цоя с его «алюминиевыми огурцами», Егора Летова и его «вечную весну в одиночной камере». Не раз звучала фамилия Бродского, по выражению которого «в каждом из нас бог» (а совсем не пох).
Главное при всем этом из спектакля не исчезает — это история Гамлета с его сомнениями и трагизмом. В финале принц датский произносит свой самый знаменитый монолог «Быть или не быть…» и обрывает его на первом глаголе. А сам текст буквально на наших глазах рассыпается и растворяется в воздухе.
Свою постановку «Старый дом» посвятил Стивену Хокингу — известному ученому, который не мог ходить и говорить, но сделал немало важных открытий и написал несколько научно-популярных книг («Мир в ореховой скорлупке», «Краткая история времени» и др.).
«В этой вселенной все небессмысленно», — произносит Гамлет в последнем речитативе, за несколько секунд до того, как зал взорвется овациями.
Обсуждение в этот раз выдалось непривычно единодушным — постановка понравилась и разновозрастным зрителям, и привередливым критикам. Две зрелые дамы, которые, по их словам, видели разных «Гамлетов», уверили присутствующих, что этот — лучший, после него все стало предельно понятно.
«Вы еще привозите нам что-нибудь», — попросила творческую группу одна из зрительниц и это, пожалуй, можно считать весьма высокой оценкой островной публики. Своих преданных поклонников на Сахалине «Старый дом» точно нашел.